Потерянное время

Sep 11, 2012 13:28


Эта заметка навеяна выступлением Г.А. Явлинского в программе В.Соловьёва, проникнутого ощущением уходящего от России времени. Её можно считать иллюстрацией к одной из тем этого выступления.

Время в экономике - ценный ресурс. Потеря времени приводит к экономическим потерям.

Легче всего это показать на примере Штокмановского месторождения. Если бы руководители российской экономического политики в начале и середине «нулевых» ввели в действие эффективное законодательство о соглашениях о разделе продукции (СРП), не занимались идеологическими упражнениями (разработка шельфа при главенствующей роли госкомпаний), привлекали частный капитал, то такие действия дали бы результат. В этот огромный проект пришли бы инвестиции, они создали бы спрос на рабочую силу, оборудование, материалы. Все эти эффекты имели место в проектах СРП «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

Ко времени «сланцевой революции» и роста рынка сжиженного природного газа (СПГ) Штокмановский проект мог подойти в высокой степени готовности. Вполне вероятно, что при уже сделанных инвестициях в связи со снижением цен на газ, для инвесторов могли бы лишь удлиниться сроки возврата средств. Но Россия имела бы дополнительные доходы от эксплуатации огромного месторождения, дополнительную занятость, созданную инфраструктуру.

Сегодня становится понятным, что такой сценарий, если и имел шансы на реализацию, то только в условиях энергичной и умной работы властей, в условиях гонки со временем. Но так задача не понималась, считалось, что главное это обладать запасами нефти и газа, а когда их разрабатывать - не так важно. Результат печален.

Это пример того, как недооценка фактора времени привела к потере доходов, к потере экономической динамики. А вот другой пример, касающийся перестройки структуры экономики, снижения социальных издержек такой перестройки. Здесь растраченное время выражается в том, что ограниченные ресурсы направляются не туда, куда необходимо.

В начале «нулевых» можно было предвидеть, что вступление России в ВТО состоится, что структурной перестройки экономики не избежать. Вступление в ВТО приведёт к выгодам для потребителя. Но оно будет означать ужесточение конкуренции и, вполне возможно, закрытие ряда российских производств. Люди, работающие на таких предприятиях, могут найти работу в том случае, если частный бизнес будет создавать рабочие места в конкурентоспособных отраслях. Но между потерей работы и созданием новых рабочих мест может пройти время. Важно было бы использовать имеющиеся бюджетные ресурсы для поддержания людей, потерявших работу, для их переобучения, финансирования переезда в другие регионы.

Важно было уже в начале «нулевых» решительно двигаться по этому пути - не гоняться за фантомами российского гражданского авиастроения и автомобилестроения, не плодить нанокомпаний, госкорпораций, государственных фондов,  а  закладывать основы конкурентоспособной экономики путём роста финансирования науки, переобучения людей и снятия ограничений с частного бизнеса. Но были приняты совсем другие решения - средства были направлены на имиджевые проекты (форум АТЭС, Олимпиада, чемпионат мира по футболу). Тогда, в период эйфории от роста цена на нефть и газ, казалось, средства огромны. Сегодня их значительно меньше. Но когда сегодня, к примеру, компания О.Дерипаски собирается закрывать (в довольно щадящем для работников, как представляется, порядке) некоторые заводы, как нужны были бы средства для компенсации социальных издержек!  
Из этих примеров вытекает вывод для российского настоящего. Не нужно смотреть на будущее России как на неограниченное поле возможностей. Оно ограниченно и зависит от того, как распорядиться ограниченным временем, имеющимся в распоряжении властей. Ждать некогда, заниматься фантазиями некогда, свершать на государственный счёт странные экономические эксперименты с небольшим эффектом недосуг. Чем раньше эта простая истина будет осознана экономическими властями, тем безболезненнее можно будет провести структурную перестройку российской экономики, которой не избежать.



Им спешить некуда

ВТО, Явлинский, структурная перестройка, СРП, экономика

Previous post Next post
Up