Как же российская гуманистическая культура могла привести к 24 февраля? Она ответственна за случившееся?
Нет. Она тоже жертва.
У нас в стране есть два рода наследников старой России. Одни наследовали ей по гуманистической линии, другие по репрессивной. Вторые всегда при власти и всегда притесняли первых. Когда-то «душили», в другие времена сажали в тюрьмы и убивали. Они же и 24 февраля устроили, вопреки протестам первых.
Да и не только 24 февраля. Всей дичи в нашей жизни мы обязаны наследникам России по репрессивной линии. Везде, где вы видите «люди - мусор», знайте, - это они. Их печать. Как только услышали про «интересы государства», представляйте себе, что это повеяло холодком из расстрельного подвала. И не надо думать, что дело только в людях, которые у власти - наследников по репрессивной линии и в обществе достаточно.
В СССР, кстати, было то же самое - те же две тенденции. Одна - человеческая, а другая привела, например, в Афганистан.
Да и на Германию это похоже. Норберт Винер
в упомянутой уже книге воспоминаний «Я - математик» пишет о своём отце Лео - слависте, гарвардском профессоре: «Одну из существенных сторон его характера составлял типично немецкий либерализм. Люди такого склада особенно часто встречались в Германии в середине и в конце прошлого столетия (имеется в виду XIX век - А.М.). Они явились продолжателями тех культурных традиций, которые сложились еще тогда, когда самым ярким выразителем немецкого духа считался Гете, а не кайзер Вильгельм II».
Соответственно: «Отец был ярым противником немецкого милитаризма, с которым ему пришлось познакомиться еще до начала первой мировой войны».
Кстати, отец Норберта Винера перевёл на английский 24-томное собрание сочинений Льва Толстого. И антологию русской литературы от Ломоносова до Чехова составил на английском. Первый раз была издана в начале двадцатого века, а последнее издание - в начале уже нашего века.