Адам Смит и «Нефтяной клуб»

Aug 08, 2012 18:35


В книге Adam’a Smith’a An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations (1776) есть часто цитируемое (хотя и не до конца) место:

People of the same trade seldom meet together, even for merriment and diversion, but the conversation ends in a conspiracy against the public, or in some contrivance to raise prices. It is impossible indeed to prevent such meetings, by any law which either could be executed, or would be consistent with liberty and justice. But though the law cannot hinder people of the same trade from sometimes assembling together, it ought to do nothing to facilitate such assemblies; much less to render them necessary. - 1.10.82 - Book 1, Chapter X Of Wages and Profit in the Different Employments of Labour and Stock

«Представители одного и того же вида торговли или ремесла редко собираются вместе даже для развлечений и веселья без того, чтобы их разговор не кончился заговором против публики или каким-либо соглашением о повышении цен. Действительно, невозможно воспретить такие собрания изданием закона, который можно было бы проводить в жизнь или который был бы совместим со свободой и справедливостью. Хотя закон не может препятствовать представителям какой-либо отрасли торговли или ремесла собираться по временам вместе, он, во всяком случае, не должен ничего делать для облегчения таких собраний и еще меньше для того, чтобы делать их необходимыми».

Вспомнил об этом замечании шотландского экономиста, когда готовя заметку в Газету.ру просматривал архив летних новостей, посвящённых нефтегазовой промышленности и перечитал сообщение о создании российскими нефтяными компаниями «Нефтяного клуба»: «Роснефть» тогда сообщала, что подобные встречи будут проходить на регулярной основе, будут носить неформальный характер и представлять собой дискуссионную площадку. Такой формат отвечает интересам компаний, будет способствовать повышению эффективности взаимодействия между ними и позитивно скажется на конечном потребителе, подчеркивали в «Роснефти».

То, что «скажется на конечном потребителе», может быть. А то, что «позитивно скажется» не обязательно. Например, неформальные соглашения о росте цен вряд ли будут иметь для потребителя позитивный эффект. Или, допустим, договорённости о разделе рынков, а также об участии в аукционах на право пользования недрами. Все эти «клубы» и «советы» компаний при властях - пережиток экономики, в которой конкуренция слаба.
Чем меньше встреч, носящих «неформальный характер», чем больше «кровавых ценовых войн» между потенциальными участниками подобных встреч, тем лучше для потребителя. Для публики лучше было бы, чтобы нефтяные компании, находясь на равном расстоянии от властей, ненавидели друг друга настолько, что могли бы беседовать только в формальной обстановке.  Хотя ещё лучше, чтобы они и вовсе не общались. Они - генералы и офицеры враждующих армий, сражающихся за завоевание потребителей. К такому положению дел и следует стремиться.



Вот так нужно бить перчатками-ценами конкурентов по бизнесу!

Адам Смит, конкурецния, экономика, бизнес

Previous post Next post
Up