Моя статья
в сегодняшней Газете.ру:
День счастливого лоббиста
Подготовленный в правительстве закон об охране здоровья населения
от воздействия табачного дыма имеет мало законодательных аналогов по расхождению заявленных и реальных целей. Он несет в себе все пороки существующей в России бюрократической системы: политическую нерешительность, волокиту, наглый лоббизм групп интересов под видом общественного блага, равнодушие к полученному результату. Ворочавшаяся два года правительственная гора родила даже и не мышь, а уродливую «неведому зверушку». Решительный шаг по избавлению граждан от сигаретной холеры снова не сделан.
Главный бенефициар этого законопроекта - крупные торговые сети, уничтожающие своих шустрых уличных конкурентов-киоскеров. Они ловко использовали очередной (после собянинской борьбы с «неэстетичными» киосками, «мешающими проезду») повод для укрепления своего положения на рынке. Инструмент и на этот раз придуман анекдотичный - запрет продавать определенный товар в связи с недостаточной величиной торговой площади. Не влезает пачка сигарет в домик кума Тыквы.
Цель понятна: под прикрытием «борьбы с курением» перетянуть обороты конкурентов к себе и, кроме того, увеличить продажи сопутствующих товаров. Как это возможно?
Иногда обращают внимание на тот факт, что товары в киосках стоят дороже, чем в супермаркетах. Отсюда делается вывод о том, что «киоски нужно закрыть», так как в них «все дороже». И, тем не менее, год за годом, этот самый памятник раннему российскому капитализму, в котором «все дороже», устойчиво демонстрирует свою способность конкурировать с супермаркетами, в которых иной раз действительно дешевле. Разгадка здесь в том, что киоски используют свое местоположение и, строго говоря, даже идентичные товары, покупаемые в них и супермаркетах не одно и то же. Когда потребитель платит больше, он платит за товар, который ему удобнее купить здесь и сейчас. Экономисты придумали особое понятие для описания такой ситуации - «монополистическая конкуренция».
Продолжение
здесь. WOW!