В российских регионах продолжается кампания
«Время вернуться домой», в рамках которой «ЯБЛОКО» собирает подписи за выход России из кровопролитной и затратной войны в Сирии и направление финансовых ресурсов на обустройство и развитие нашей страны. На этой неделе к инициативе Григория Явлинского присоединились очередные города: география кампании уже простирается от Архангельска до Ростова-на-Дону, и от Санкт-Петербурга - до Хабаровска. Практически везде пикеты «ЯБЛОКА» пользуются значительной поддержкой жителей, а где-то ее уровень даже превосходит
статистику, которую мы ожидали. О том, как идет сбор подписей на улицах российских городов, и о том, что думают их жители по поводу тезисов кампании - рассказывают участники пикетов из разных регионов страны.
Псков. Александр Андреев, активист «ЯБЛОКА»:
- Мы чувствуем, что люди нам доверяют, хотя для Пскова такая уличная политическая активность в новинку. Жители города вообще не привыкли, что кто-то обращается к ним, говорит о ситуации в стане, интересуется их мнением.
Очень активно под нашей инициативой подписываются женщины, особенно мамы с маленькими детьми. Понятно, что, возражая против войны, они, в том числе, думают о будущем своих детей. Интересный факт. В Пскове, как известно, дислоцируется дивизия ВДВ, и военнослужащие среди подписавшихся тоже есть. Может быть, им запрещено делать подобные вещи, но для себя они ответили на вопрос - они не хотят ехать воевать в Сирию.
Многие говорят, что сама по себе идея прекращения войны в Сирии и траты на нее бюджетных средств - это абсолютно правильная идея. Но при этом часто добавляют: мы не верим в то, что эти деньги будут направлены на поликлиники и детские сады, достойное жилье и дороги. «Я подпишу, но у нас все разворуют!», - так говорит едва ли не половина подписавшихся.
Прохожие очень интересуются листовками, в которых мы объясняем, но что именно в городе можно было бы потратить деньги, которые уходят на сирийскую войну. За пару часов пикета жители берут 500-600 листовок.
Иркутск. Григорий Грибенко, лидер Иркутского отделения «ЯБЛОКА»:
- Важно, что наши агитаторы - это студенты факультета политологии, они активно работают и могут доходчиво разъяснить вещи, о которых прохожие не знают. Дискуссии с особенно неравнодушными жителями Иркутска иногда продолжаются по тридцать минут. В итоге на каждом пикете мы получаем десятки подписей.
Реакция есть почти от каждого - для людей такой формат вообще необычен. Хотя реакция, безусловно, разная. Многие положительно относятся к фигуре Григория Явлинского, и сразу поддерживают нашу кампанию, оставляют подпись. Я бы сказал, что тех, кто выступает за вывод наших войск из Сирии и тех, кто против этого - примерно поровну. Возрастной или социальный портрет этих людей сложно однозначно обрисовать, но радует, что очень хорошо на нашу инициативу реагирует молодежь в возрасте 25-27 лет.
Санкт-Петербург. Илья Смирнов, председатель Петербургского «Молодёжного Яблока»:
- Люди отмечают, что Явлинский - действительно достойный и порядочный кандидат в президенты. Он делает акцент на антивоенной повестке, а для этого необходима серьёзная политическая воля.
Барнаул. Александр Гончаренко, лидер Алтайского краевого отделения «ЯБЛОКА»
- Может, Барнаул вообще самый пацифистский город. Это еще связано с тем, что уровень жизни в Алтайском крае - один из самых низких в стране. В той же Москве он намного выше и люди могут оправдать эти траты. Когда с людьми начинаешь разговаривать, становится ясно, что у них есть недопонимание. Что мы там делаем, зачем тратим деньги? Неужели нельзя их на что-то другое потратить? В нашей листовке даже указано, во сколько бюджетов Барнаула уже обошлась кампания в Сирии. Ну и где Сирия, а где мы? Нам говорили, что так победим терроризм, а в итоге терроризм пришел к нам. (Цитата по сайту
bankfax.ru)
Саратов. Екатерина Царева, активист «ЯБЛОКА»:
- Примерно 60 процентов тех, кто останавливается на улицах у наших пикетов, говорят, что поддерживают тезисы кампании. Правда, подпись соглашаются оставить только около 40 процентов. Люди часто говорят о том, что не верят, что подпись что-то решит, или просто опасаются оставлять свои данные. У нас, пожалуй, охотнее всего поддерживают кампанию люди зрелого возраста. Были случаи, когда люди буквально рвались оставить подпись, а потом приводили своих друзей и родственников.
Вологда. Макар Соколов, член регионального совета Вологодского «ЯБЛОКА»:
- Каждый день с двух пикетов в центре города и в спальном районе мы собираем до сотни подписей. При этом, конечно, часть тех, кто соглашается с нашей позицией, по тем или иным причинам, отказываются оставлять подпись. Например, на днях подходили два чиновника (не начальники, а скорее среднего или низового уровня) - сказали, что абсолютно поддерживают идею кампании, но подписаться не решились.
Какой-то агрессии мы не встречаем, в целом прохожие относятся доброжелательно. Показательно, что среди тех, кто оставляет подпись, многие рассказывают, что отнюдь не оппозиционно относятся к действующей власти. Но при этом говорят, что России не нужны никакие военные кампании, что лучше тратить деньги на нашу страну.
Люди старшего поколения очень часто вспоминают про военные кампании в Афганистане и Чечне. Молодежь высказывается в поддержку чаще просто из пацифистских, антивоенных позиций - на наш пикет около университета студенты приходят специально, чтобы оставить подпись.
Есть те, кто даже не особенно вникает в суть дела, но сразу оставляет подпись, когда видит фотографию Явлинского.
Сбор подписей также
открыт на сайте партии.
Добавим, что 6 июля власти Саратова и Тамбова
запретили «ЯБЛОКУ» проводить антивоенные пикеты, которые спокойно проходили несколько дней. Доводы местных администраций с юридической точки зрения сомнительны, если не сказать абсурдны. Мэрия Тамбова запретила проводить в городе уличные мероприятия антивоенной кампании Григория Явлинского «в межвыборный период», поскольку «проведение такого рода мероприятий нарушает равенство кандидатов». В Саратове чиновники сначала согласовали пикеты, а потом при помощи полиции заставили их свернуть. Причина - бомбардировщики из Саратовской области нанесли удары по Сирии. В партии заявили о готовности отстаивать в суде право на проведение акций.