Моя статья
в сегодняшнем номере журнала «Профиль
Мечты сбываются
Договорная модель освоения природных ресурсов показывает свою эффективность
Десятки миллиардов долларов инвестиций и полученных Россией доходов от реализации трёх соглашений о разделе продукции (СРП) превратили «золушку» 90-х в содержательную альтернативу созданной в стране в «нулевые» годы модели освоения ресурсов, основанной на передаче управления ими госкомпаниям.
Основанные на частных иностранных деньгах и договорных отношениях проекты СРП показали живучесть даже в агрессивной государственно-монопольной среде.
Не хватает только политических перемен для того, чтобы СРП превратились в основную правовую форму разработку нефти и газа в России.
«Ты помнишь, как всё начиналось …»
Обсуждение и принятие закона «О соглашениях о разделе продукции» в 1994-1995 годах положило начало дискуссиям, которые длились в России до 2003 года, - почти 10 лет.
Ни один специальный закон не обсуждался в России с такой же страстью, не служил предметом такого количества спекуляций. СРП стало во второй половине 90-х пропагандным клеймом такого же рода, как сегодня «укрофашист».
Что и привело к тому, что к концу 2003 года при формальном сохранении среди российских законов, СРП было практически полностью уничтожено, закон не работает. Это нетрудно доказать - за 20 последних лет не заключено ни одного соглашения.
В самый разгар разгульных «нулевых», среди руин разрушенного и покинутого компаниями, экспертами и государством города СРП горели только три огонька - соглашения, заключённые до вступления в силу закона «О соглашениях о разделе продукции» - «Сахалин-1», «Сахалин-2», проект «Харьягинское месторождение».
У них согласно выхолощенному закону был особый статус - они должны были выполняться в соответствии с записанными в них условиями. Они и стали выполняться.
С этого сохранённого плацдарма и началось наступление.
Продолжение
здесь.