Сегодня в Москве, на улице Сретенка,
открыли доску памяти Ю.И. Визбора - легенды нашей культуры. При широкой своей известности и любви почитателей, - непознанной, неосмысленной, ещё только ждущей подлинного открытия.
Эту доску следовало установить только за «Волейбол на Сретенке» -
энциклопедию послевоенной советской и московской жизни. Песню эту нужно изучать в московских школах, а учебники использовать как справочник, как комментарий к ней. И если понял, почувствовал эту песню, то можно ставить «5» за весь курс.
Наверное, значительные явления культуры вызывают потребность к переосмыслению. Это, пожалуй, и есть внешнее свидетельство значительности.
«Каждое поколение» - это стёртая фраза. Да и поколение не есть что-то единое. Но, по-моему, тяготение к подлинности у части наших современников есть. И в этом всё дело - в этом отличие от разгульных нулевых и позорных, отмеченных войной против Украины, десятых.
Тонкое, меткое и лучшее понимание, если так можно выразиться, политического значения Б.Ш. Окуджавы, А.А. Галича и В.С. Высоцкого в их сходстве и различиях дано в
книге воспоминаний Л.М. Баткина «Эпизоды моей общественной жизни». Наверное, можно постараться с этой точки зрения посмотреть и на Ю.И. Визбора. Кто пожелает - может это сделать.
Но здесь вопрос не исторический, не далёкий, а современный. Наше официозное время, приговором которому является культурный министр В.Р. Мединский, таково, что любая культурная подлинность, вне зависимости от того, хочет она этого или нет, пришла она из истории или же создана недавно, вне зависимости от формальной советской принадлежности или публичной позиции творцов, - является оппозицией правящей дутой пластмассе.
Это легко показать на
примере «Волейбола на Сретенке». Послушайте и скажите - как это соотносится с современной барабанной мифологией победы в войне, катанием военных парадов, ренессансом болотной брежневской советчины и т.п.? В один ряд поставить невозможно - это противоположности. Они несовместимы. Либо одно понимание, либо другое.
Причём это куда более убийственно, чем открытая политическая критика. Потому что последняя бьёт только по поверхности, а оппозиционная культура даже и не показывает нутряную гниль существующего, она направлена на другое - своё, подлинное, значительное и официоз, стоящий рядом, сам выявляет свою ничтожность.
При этом, совершенно не имеет значения современная властная эклектика (она, между прочим, от начальственной слабости, пустоты, ничтожества). Телеканал «Культура» показал «Июльский дождь» и «Послесловие» М.М. Хуциева. Заблуждаться не стоит. Это куда более оппозиционное деяние, чем политические митинги протеста.
И ведь не могут не показывать - нет своего «пролеткульта». Есть только патриотическая лживая патока, которую так легко не принимать во внимание, слушая
строки Ю.И. Визбора: «Да, вот это наше поколение - / Рудиментом в нынешних мирах, / Словно полужёсткие крепления / Или радиолы во дворах».