У каждого народа свой политический опыт. Европейцы, с тревогой следя за последствиями агрессии России на востоке Украины, на рост вооружённого насилия, вспоминают слово «Югославия». Для нас россиян, ближе, ощутимее другое слово - «Чечня».
То, что делает сегодня Россия с Украиной, говорит о том, что стратегический выбор, который сделала Украина, правя свой государственный корабль в сторону Европы, правильный. Собственно, суть вооружённой агрессии России и поддержка сепаратизма имеет одну цель - помешать Украине стать частью Европы. А опосредованно и России - стать частью западного мира.
В.В. Путин не просто плохой стратег. Дело обстоит совершенно иначе. Консерватизм в его охранительном варианте, которого придерживаются В.В. Путин и его группа, вообще предполагает отсутствие стратегии. Это не либеральная идеология, основанная на рационализме, - вере в то, что мир познаваем, а раз так, то можно понять его движение и постараться занять лучшее место в рамках происходящих изменений - здесь необходимость стратегии вытекает из самой исходной посылки.
У консерваторов дело обстоит иначе. Хайек метко подметил однажды противоположность консерватизма и либерализма, указав, что разделяет их рационализм.
Если главе государства, охранителю по взглядам, не желающему ничего менять, верящему в силу и манипуляции, нужно всего лишь находиться на вершине, то он будет действовать «по ситуации», эксплуатируя настроения подданных - ностальгию по СССР, порождённую прошлым веком жестокость, отсутствие правового мышления.
Он будет развращать их реваншизмом, играть на скрытых низменных чувствах - глубоко спрятанной за презрением завистью к Европе и Соединённым Штатам. Ненависть к западному миру как оборотная сторона собственной ущербности - нежелание честно посмотреть на себя и учиться жить в современном мире.
Такой лидер не может быть назван лидером в собственном смысле слова - понимающим вектор развития мира, смотрящим в будущее, стремящимся убедить своих сограждан, что как бы ни было удобно жить вчерашним днём, нужно двигаться дальше и это не всегда просто. В.В. Путин будет действовать «по ситуации» - сегодня решили вопрос, а что дальше - видно будет. Это суть политика-консерватора.
Раньше Украина делала выбор в пользу Европы в спокойной обстановке. Сегодня российская политико-экономическая система, от которой Украина отказалась как от модели, которой не пожелала подражать, повернулась к ней своей звериной стороной.
Легко понять, кто есть кто, по тому, кто и что делает.
От западного мира Украине идёт финансовая поддержка, временное открытие своих рынков для украинских товаров, дипломатическая помощь, усилия, направленные на то, чтобы решить вопрос энергетических поставок, провести выборы президента, успокоить ситуацию.
С Востока - из России, власти которой опозорили на Украине национальный флаг и украденные ими, наследниками советчины, у Российской Империи цвета ордена Святого Георгия, на Украину веет смрадом преступлений в Чечне.
На вероломно ограбленную захватом Крыма Украину, вооружённой саранчой пробираются стрелковы и безлеры, дают советы, как красть голоса баркашовы, идёт спецоперация - война, вовлекающая в себя своим оружейным, денежным, реваншистским водоворотов преступные элементы, люмпенов и просто обманутых людей, грезящих о том, что в России им «пенсию прибавят». Над всем этим валящимся через госграницу нашей страны подлым месивом крутятся, раскинув крылья, стервятники государственной российской пропаганды.
Дело не только в том, как завершится кризис вокруг Украины. То, что он завершится победой Украины и её трудным, но последовательным движением в Европу, у меня нет сомнений. В.В. Путин, словно предназначенный насмешливой Историей, доказывать невозможность возврата к советскому прошлому, сделав ставку на силу, окончательно закрыл тему тяготения Украины к России.
Вопрос сегодня совершенно в другом - он обращён к нашим соотечественникам, к их душам. Это не выбор той или иной стороны, не выбор «между Россией и Западом», это внутренний выбор, который всем нам придётся делать - между разумом, совестью, и нынешней государственной подлой ложью, которая так любит и умеет прикидываться правдой.
Этот выбор всё равно придётся делать, от него не спрятаться. Чем раньше он будет сделан - тем лучше. Не будет он делаться? Тогда за распадом нравственным, который уже налицо, последует распад государственный - опыт есть. Не спрашивайте, кто виноват - загляните в себя и скажите: «Я!».