События последних дней, увенчанные обращением В.В. Путина в Совет Федерации о возможности применения военной силы против Украины, означают, что радикалы в политике - сторонники переворотов и революций потерпели поражение. Посеяли ветер - теперь пожинают бурю.
Занимались одновременно с борьбой с В.Ф. Януковичем разрушением государственных институтов? Занимались. Разорвали наметившееся соглашение между В.Ф. Януковичем и цивилизованной частью оппозиции? Разорвали. Власть захватили? Захватили. Делали это, не оглядываясь на то, что за спиной у вас стоит озлобленная, напуганная, живущая в мире «понятий» российская власть? Делали. Вот теперь и получайте.
Если вам можно насилие применять, то почему другим нельзя? У них тоже есть своё понимание счастья через силу.
Из-за радикалов с ветром в голове получаем - и на Украине, и в России. И мы тоже - сторонники разумной линии - что в нашей соседке, что в родных наших неохватных землях. Всех нас сделали заложниками своей примитивности, варварства, бегания в политике на четвереньках.
Конечно, кого из нормальных людей может устроить наглая власть? Но нельзя же быть глупцами, нельзя считать, как и власть, что сила - главный аргумент. И кто громче и примитивнее кричит, призывает к прямому действию, тот и есть главный герой. А остальные это всё «соглашатели», «купленные властями», «разваливающие оппозицию», «спойлеры», «слабаки» и прочие клейкие плевки служилых правильной политической ориентации. Клеймите теперь, Путина в бессильной, как обычно, злобе. Ждите повестки в армию.
Исторические аналогии с Февралём и Октябрём, с Чехословакией и Австрией, поминание Гитлера, ничего нам объяснить не могут. История потому история, что перерастает себя, не повторяется. Кроме того, она и уникальна.
На примере событий последних месяцев мы видим, какое значение имеют в истории действия людей - как те или иные ошибки могут приводить, наслаиваясь одна на другую, к тяжёлым последствиям. Думаю, например, что в какой-то момент у В.Ф. Януковича и лидеров оппозиционных фракций был куда более общий интерес, чем у охлократии. И можно было постараться совместно отодвинуть толпу туда, где её и положено быть - на улице и на участках для голосования.
Сложно сказать, чем завершится углубляющийся кризис. Он стремительно перерос украинские границы, втянул в свою орбиту Россию, Европу и Соединённые Штаты. Кто из участников мировой политики, которая и так переживает не лучшие времена, готов взять на себя тяжесть урегулирования?
К сожалению, тревога, о которой писал раньше, в период эйфории нашей радикальной российской общественности, только углубляется. Мы ходим по скрипящему, бегущему трещинами тонкому весеннему льду и очень сложно сейчас сделать так, чтобы не стало ещё хуже.