В соответствии с параграфом 3 статьи 19 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» «Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год доклад об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции». Если судить
по сообщению Газеты.ру, доклад о реализации СРП в 2010 году в Госдуму России поступил.
«Яблоко» не представлено в Госдуме России, эту ситуацию партия надеется изменить с помощью избирателей на выборах 4 декабря 2011 года. Поэтому с получением докладов о реализации СРП мы испытываем трудности. Доклад за 2010 год нам пока не доступен, поэтому судить о его содержании приходится по прессе.
Внимание Газеты.ру привлёк факт увеличения затрат на реализации проекта СРП «Сахалин-2». Автор статьи приводит мнения экспертов. Послушаем.
«Существуют объективные факторы, которые увеличивают расходы на проект, - говорит Сергей Вахромеев из ИК «Метрополь», - в России очень высока инфляция цен производителей: в текущем году они по сравнению с 2010 годом выросли почти на 18%. Также дорожают услуги подрядных организаций». На мой взгляд, здравое суждение.
«В зависимости от расходов компании изменяется ее доля при разделе продукции. Если смета растет, госдоля уменьшается», - говорит аналитик UBS Константин Черепанов». А вот ещё одна разновидность той же мысли о том, что якобы при СРП компаниям выгодной увеличивать затраты: «Менеджеры проектов СРП не хотят демонстрировать слишком хорошие результаты: ведь чем они выше, тем больше придется отдавать государству», - объясняет ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.
Здесь следует отметить, что роялти платится всегда, когда есть добыча, поэтому растут расходы при работающем проекте или нет, значения не имеет, доходы в бюджет поступают. Что же касается доли по разделу, то при росте расходов уменьшается не только доля государства по разделу, но и доля инвестора.
Упрощая вопрос и сводя его к налоговым доходам, можно сказать, что этот процесс аналогичен росту издержек по любому другому предпринимательскому проекту, не имеющему отношения ни к СРП, ни к добыче нефти и газа. Если увеличиваются затраты, то сокращается прибыль. И естественно, что бюджет получает меньше доходов.
Поэтому из слов К.Черепанова и Р.Танкаева не нужно делать выводов о том, что если «госдоля уменьшается», то доля инвестора остаётся неизменной. Рост затрат уменьшает и долю инвестора. Смысла увеличивать затраты без необходимости предпринимателю нет. Во всяком случае тогда, когда он рассчитывает получить прибыль на реализуемом проекте, а не формирует центр прибыли в связанных с проектом бизнесах. Но последнее предположение в данном случае я расцениваю как маловероятное.
Есть и ещё одна важная деталь, о которой Газета.ру не пишет. Сообщается только, что «проект «Сахалин-2» оказался значительно дороже, чем предполагалось. Уже сейчас расходы почти на $6 млрд. превысили смету, составленную на срок до 2014 года».
Но ведь это затраты, которые не будут возмещены инвесторам, они будут компенсироваться ими из полученной в будущем прибыли. Вот что говорится об этом в «Докладе об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции за 2009 год»: «Согласно утверждённым 16 апреля 2007 года Изменениям к смете расходов на комплексное освоение Пильтун-Астохского и Лунского лицензионных участков капитальные затраты по второму этапу проекта «Сахалин-2» оценены в размере 19,44 млрд. долларов США до 2014 года при одновременном отказе инвесторов от прав на возмещение 3,6 млрд. долларов США. В Резолюции Наблюдательного совета от 16 апреля также оговорено, что возможное увеличение затрат по этапу 2 Российская сторона будет рассматривать и утверждать только при условии предоставления акционерами аналогичного отказа от прав на сумму превышения, в случае если такое последует» (выделено мной - А.М.).
Что же происходило дальше? Наблюдательный совет проекта утвердил новый рост затрат по проекту 7 февраля 2009 года: «Утверждённые капитальные затраты по этапу 2 проекта «Сахалин-2» определены в размере 22,61 млрд. долларов США в отношении периода с 2001 года по 2014 год включительно при одновременном оформлении второго акта отказа инвесторов от прав на возмещение 2,196 млрд. долларов США (с возможным увеличением данной суммы на 1,130 млрд. долларов США в случае превышения капитальных затрат этапа 2 не более, чем на 5%). Таким образом, общая сумма отказа инвесторов от прав на возмещение затрат в соответствии с актами отказа от апреля 2007 г. и февраля 2009 г. может составить от 5,8 до 6,9 млрд. долларов США». (выделено мной - А.М.).