Часть девятая. Реформы и промышленный переворот.
Понимание необходимости перемен пронизывало дворянство и промышленников, было оно и кругу императора, поэтому эволюционные реформы продолжались и были полностью оправданны, давая дополнительное время для последующих изменений и сохраняя высокие шансы на обновление государства эволюционным путем.
Для этого опять же, был дан зеленый свет на строительство железных дорог, началось массовое строительство дорожной инфраструктуры, реформами Витте были стабилизированы финансы и затем вновь защитили таможенными пошлинами внутреннее производство. Усилиями князя Горчакова на посту министра иностранных дел были ликвидированы статьи Парижского мирного договора, вернув России право обеспечивать защиту торговли в Черном море, возродить черноморский флот, снова началась подготовка к завершению большого проекта. Все это, а так же успехи в медицине (применение асептики, антисептики, вакцинации резко снизило детскую смертность) и дало резкий прирост населения, причем молодого и активного. Это дало приток рабочих рук в промышленность, и обусловило экономический подъем в конце 19 века, бурный рост 90х годов. Во многом этот период и можно считать завершением промышленного переворота в России, который хоть и запоздал по сравнению с другими европейскими странам, но зато в сложившихся условиях перспективы развития экономики были отличным, большинство исконных и географических и ментальных преград было снято, оставалась лишь одна глобальная задача, это создание общей идеологии и завершение создания нации.
Это стало наиболее актуальным после завершения экономического бума 90х, и последовавшего за ним экономического кризиса 1903 года, который требовал устранить сложившиеся перекосы в развитии, сконцентрировать капитал и во многом требовал увеличения квоты "промышленников" в элите империи. На этом фоне, силовики предпочли проверенный вариант, с малой победоносной войной для расширения базы промышленности, появления новых рынков и без устранения накопившихся противоречий. Неудачная война с Японией во многом была предопределена ее неактуальностью для народа, не получилось использовать преимущества мобилизационного менталитета, и на фоне развития технологий стало видно что северной общинное крестьянство перестало быть опорой для силовиков в элите. Плюс, был нанесен удар по концепции "морской" державы, продемонстрирована ее неактуальность для нынешней ситуации. Поэтому по итогу войны начались назревшие реформы в армии, была начата предложенная еще Витте крестьянская реформа, под управлением Столыпина и ставшая в своей основе реформой по переводу мобилизационного ведения хозяйства в рыночный уклад, плюс используя возможности только построенного Транссиба по заселению Сибири и Дальнего Востока, решалась проблема перенаселения в сельскохозяйственных регионах. Эти реформы в кратчайшие сроки дали отличный результат, давая выход продолжающемуся демографическому взрыву на новые территории, и их освоение на рыночной основе, с уже готовой транспортной инфраструктурой. Силовики были вынуждены потеснится, созданная Государственная Дума давала возможность "промышленникам" войти в элиту, но ввиду резкого расширения получившейся элиты схватки между этими крыльями вышли за пределы разумного. Это грозило постоянно опрокинуть ситуацию в стране, чем собственно в дальнейшем это и обернулось.
Часть десятая. Национальный вопрос
Для Новороссии и Малороссии в это время стала важной другая тенденция, за пределами Российской империи. После череды национальных революций в 1848-49 годах, и неудачи с планами по отделению от России причерноморских земель (Новороссии), началось строительство национальностей в Европе. Особенно этим увлеклись в Австрии, создав достаточно демократичную систему управления, переименовываю империю в Австро-Венгрию и развивая малые национальности. Во многом это было сделано нарочито и лицемерно, ведь рычаги влияния в стране оставались лишь за элитой, которая отрекалась от региональной национальной идентичности, и фактически объединяла страну с помощью дорог и немецкого языка. Но создавая малые нации власти империи получали возможность использовать древний принципе управления "Divide Et Impera" то есть разделяй и властвуй. В частности в Галиции, проанализировав историю польского восстания, они убедились что основу восстания составила польская элита края. А вот его население, было преимущественно необразованным, племенным, из множества разных мелких племен -вуйков, лемов, гуцул, и т.п. Поэтому было принято решение создавать нацию на основе племенного населения, создав унифицированный из их говоров, с польским влиянием новый язык, а учитывая местные особенности (в частности прежние название региона как Окраины, Украйны), назвали его украинским языком. На тот момент разница между украинским языком в Галиции и малоросским диалектом в Малороссии была значительной, но польские элиты в Галиции смогли взять под свой контроль становление украинской нации и начали внедрять зачатки этого строительства и в Малороссии. Но после польского восстания 1863 года, и последующего анализа ситуации, остатки местных польских элит на Волыни, в Малороссии стали оттесняться от рычагов влияния, последовали запреты на попытки внедрять украинство под видом образовательных обществ управляемых поляков. Позже, этот обьективный процесс, националисты украины пытались выдать за пример «русификации», хотя речь шла о противодействии расширению польского влияния. Но подмена понятий довольно прочно вошла в инструментарий украинского национального мифа, путая мягкое с теплым и говоря на белое черное. В связи с этим событиями, романтизация Малороссии начала снижаться, особенно в варианте «украинства» на территориях Российской Империи, и напротив в Австро-Венгрии приобретали все более широкие черты, охватывая новые поколения молодежи и увеличивая число адептов. И к началу Первой Мировой войны, численность сторонников украинства была уже сопоставима исторически сильным движением «Москвофильства» в Галиции. Что и предопределило кровавое разрешение сложившихся противоречий..
Еще одним из важнейших факторов на территории, был «еврейский вопрос» и «Черта оседлости». Тут стоит уточнить детали, ввиду того, что в нынешнее время существуем масса мифов по этому поводу. Как известно, вошедшие в состав Российской Империи после разделов Польши земли (Малороссия), были довольно плотно заселены евреями (а точнее иудеями, что важно). Поэтому и была создана черта оседлости, где разрешалось проживание иудеев, с возможностью проведения обрядов, ведения хозяйственной деятельности и т.п. При этом, в высшие учебные заведения Империи, и на гос должности запрещался прием иудеев, в ввиду их противоречия с основной религией страны, православием. Но это касалось не национальности, что очень важно, ведь существует очень много утверждений о дискриминации евреев. Речь шла именно об иудеях, и иудей, который крестился и становился православным, мог беспрепятственно пользоваться всеми правами как и прочие поданные. Исключения были лишь при приеме на службу в третье отделение, но впрочем туда вообще был очень жесткий отбор, с множеством ограничений.
В связи с этим, национальный состав Малороссии и Новороссии (куда множество иудеев перемещалось по мере обустройства края), был не просто пестрым, но и с наибольшим еврейским населением в Империи. Это выражалось в том числе и тем, что до 50% населения городов и местечек были иудейского вероисповедания, что в том числе отражалось и на внешнем виде городов, архитектуре зданий, сохранившейся и по сей день. При этом, особенности национальных взаимоотношений иудеев с малороссами, были не слишком положительными и дружелюбными. Напомню, что в целом, массовое заселение иудеями восточных крессов (восточных областей Ржечи Посполиты), началось в 16-17 веках, когда в Польшу массово переселялись иудеи со всей Европы. В тех условиях, во многих странах были серьезные антисемитские гонения, погромы, а Речь Посполита предлагала лояльное отношение к переселенцам. Во многом причина была прозаичной и меркантильной, иудеи славились своими торговыми и управленческими навыками, а горделивая шляхта гнушалась заниматься хозяйственными делами.. Магнатам было скучно снижать издержки, вникать в техпроцессы, им было важно получать рентные платежи с поместий и вести разгульную жизнь в Варшаве, меняя крулей (королей), и устраивая развеселые побоища между собой. «Польска сильна раздорами», как тогда любили говорить. Это вылилось в то, что иудеи практически оккупировали роль управляющих в поместьях, в которых были крестьяне малороссы, и очень ужесточили условия труда, выдавливая из людей все что можно, чтоб уплатить немалые рентные платежи магнатам и для себя заработать. Вторым направлением для деятельности, были шинки, то есть питейные заведения. Таким образом, спаивая народ, они вытягивали на алкоголь те остатки средств, которые водились у крестьянства.. И во многом поэтому, основная ненависть у восставших крестьян была даже не польской шляхте, а именно к еврейскому населению. Которое к тому же было иной веры и говорило на ином языке (идиш, очень близок к немецкому). Это привело к тому, что в наиболее результативном из всех крестьянских восстаний, а именно во время восстания под управлением Богдана Хмельницкого, для еврейского населения Малороссии начался настоящий геноцид. Крестьяне с казаками беспощадно вырезали и уничтожали любую память о ненавистных им «жидах». Впрочем, спустя какое то время, в больше части Малороссии, оставшейся под властью Польши, евреи вернулись и в дальнейшем вместе с территорией, после разделов Польши перешли в подданство Российской империи.