История деревень Авксентьевского сельского совета .
Уникальное фото Авксентьевской Николаевской церкви в д.Марковская.
Aвксентьевская Николаевская церковь, 1840 года , каменная ( д.Марковс-кая).Престолы в честь : свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского - главный, Воздвижения Креста Господня, прп.Кирилла Белозерского. До наших времен сохранилось здание Авксентьевской Николаевской церкви в д.Марковская. В советские годы церковь была переделана под совхозные мастерские, сейчас здание пустует и потихоньку разваливается.
Крестьяне нашей местности были крепостными. Они принадлежали нескольким помещикам. В Святом землёй владел барин Огарков, он постоянно проживал в городе Вологде, на лето семья выезжала в д.Сокольниково. Крестьяне Авксентьевского прихода принадлежали землевладельцам: один жил в Кадникове, другой в Новгороде, о третьем сведений нет. Помещики просто владели землёй, сами сюда не ездили. Староста собирал с крестьян налог и переправлял по назначению. Известно, что староста давал льготы жителям своей деревни. Например староста из д. Давыдовская в течении трёх лет не собирал налог со своей деревни, а барину докладывал, что не платят крестьяне д.Гора, за что барин продал эту деревню в Таганрог. Сохранились названия мест Бересковщина, Феодосьевщина, вероятно по фамилиям помещиков.
Революция 1917 года прошла незаметно, более подробную информацию о событиях в стране принесли демобилизованные с германской войны, например Рябков -житель деревни Марковская. Фронтовики возвращались с разными настроениями, но большинство одобряло Советскую власть. Например, из деревни Ульяновская Иванов Анатолий одним из первых вступил в Красную Гвардию. Примечательно, что человек был совершенно безграмотен, за смелость, находчивость и отвагу был выдвинут на должность политрука. Во время гражданской войны он был в партизанском отряде.
Уроженец д.Ухтомица Соболев Владимир был командиром эскадрона у Будённого, всех агитировал за новую власть.
В 20-е годы заговорили о вредном влиянии церкви, запретили крещение детей. Батюшка по приглашению родителей тайно ходил по домам и крестил детей. Службы продолжались до 1927 года, до выхода постановления «Об отделении церкви от государства», после постановления колокола сняли и увезли. Часть икон население разнесло по домам, об оставшиеся есть сведения, что их сожгли.
В это же время в деревнях существовал «Комитет взаимопомощи». Активное участие в его работе принимал Соколов Апполинарий. Комитет помогал беднякам в ведении хозяйства, его задачей было подтянуть всех крестьян до уровня середняков. Также комитет организовывал сбор продналога.
На территории нашего сельсовета действовал продотряд. Его начальником был Огарков Николай Михайлович, сын помещика, которому принадлежало Сокольниково. Он имел военное образование, служил в армии. С населением обращался очень жестоко. Отряд жил в доме отца Огаркова.
В 1928-29 годах в наших деревнях почти одновременно шли два процесса: коллективизация и раскулачивание.
Первым агитатором от РК партии по делу вступления в колхозы была Маракова. В тот период в колхоз заставляли вступать всех. Поступали так: созывали деревенское собрание, объясняли крестьянам, что такое колхоз и просили записываться в него. Если собрание проходило безрезультатно, то созывали снова и так до тех пор, пока все жители деревни не запишутся в колхоз (до трёх раз в день) Обобществляли всё: скот, птицу, инвентарь, постройки. Скот заставали на большие дворы, и за ним ухаживали женщины, уже колхозницы.
В деревне была паника, никто толком не знал, что делать? Часть скота вырезали, сбрую прятали. Крепкие единоличники вступать в колхоз отказывались, на собрания не ходили. Всей деревней отказались вступать в колхоз крестьяне д. Ухтомица. На собрании представители власти угрожали оружием, но всё безрезультатно. На следующий год отобрали пожни, передали их колхозам из Авксентьева. Ухтомляне остались без сена. Зимой 6 хозяйств вступили в колхоз, к весне вступили все, кроме 2 хозяйств одиноких стариков.
После статьи Сталина «Головокруженье от успехов» колхозы распустили, и в 1930 году за вступление в колхоз начали агитировать, принимали только при полном согласии крестьянина.
Каждая деревня была одним колхозом.
Давыдовская - «Путь к социализму» - Воробьёв Иван Иларьевич.
Андреевская - «Красная гора» - Кокорин Дмитрий Васильевич.
Петряевская, Марковская, Кузнечеевская, Шадрино - «Имени Сталина» -Смирнов Иван Алексеевич.
Беловская, Шишкино - «Искра» - Егоров Александр Степанович
Максимовская - «1 Мая» - Графинов Сергей Кузьмич, 1904 г.р.
В 1930 году образовался колхоз «Победа», в его состав вошли деревни Кулаково и Власьево. Первым председателем был Куликов Александр Гордеевич.
В деревне Капелино был колхоз «Сокол», председатель Лебедев Михаил Ефимович (местный). Деревня Ульяновская «Им. Владимира Иванова», председатель-Иванов Анатолий.
В Ухтомице-колхоз «Стахановец»
Одновременно с коллективизацией шло раскулачивание. В кулаки записывали крепкие хозяйства, не желавшие вступить колхоз. В наших деревнях наёмного труда не было. Кто не справлялся с работой, то помогали всей деревней- -то называлось «Созвать помочь». Благодаря этому ни у кого не оставалось поле неубранным. Хозяйства в основном были средние. Основным богатством был дом, скот, инвентарь. Местные жители с неохотой участвовали в раскулачивании. Отнимали всё: дом, скот, мебель, оставляли часть одежды и продуктов на дорогу, сажали семью на подводу и увозили из деревни. Например, в д. Марковская были раскулачены 4 брата Забегаевых. Молодые переносили более стойко. Несколько пожилых людей сошли с ума. Отправляли раскулаченных в Печору, Сибирь.
В д. Пищалиха при раскулачивании Костюничевых дома оказались только дети: девочка 3 лет и мальчик 7 лет, с бабушкой. Вынесли всё из дома, посадили детей со старухой на подводу, подали мальчику гармонь в руки и заставили играть. Так под русскую плясовую и плач соседей их повезли. Мать вернулась из Святого (3 км.) от своей матери и в ночь пошла догонять. Из этой семьи все, кроме отца, померли на Севере. Отец, Костюничев Василий, приезжал на родину перед войной.
Многие, оставшиеся в живых, приезжали на родину посмотреть на свой дом.
В 1999году приезжала из Москвы внучка раскулаченного Ухова Дмитрия Фёдоровича.
Её дед был урядником, жил в д.Петряевская, жена была из Заднего. В семье воспитывалось 4 сына-младший Фёдор. В деревне его уважали, на свадьбах часто был тысяцким (крёстный). Гнал дёготь, держал много скота, жена хорошо вязала на машине носки, чулки. Убрали всё. Мужа арестовали, писем не было. Жену с детьми родственники сумели переправить в Заднее. Своё происхождение скрывали. У дочери Фёдора Инны сын заинтересовался своим происхождением. Инна Фёдоровна рассказала, что знала. Фёдор же посылал запросы в Вологодский архив и в наш районный, получили ответ, что в д. Шадрино проживает Ухова Мария Александровна(муж Александр Ухов). Инна Фёдоровна приехала, посмотрела на дом, построенный дедом и увезла его фотографию.
Многие из раскулаченных по истечении срока ссылки возвращались назад, селились в убогих лачугах, строились и жили в своих деревнях. Это семья Комаровых из деревни Ухтомица., Уховых из деревни Петряевская и другие.
Крестьяне привыкали к новой жизни, назад возврата не было. В 1933 году произошло укрупнение колхозов. В Заозёрках три колхоза объединили в один, в Авксентьеве все деревни, кроме Давыдовской образовали колхоз «Им. Сталина». Святое, Пищалиха, Ухтомица- «Октябрь». Бывшие колхозы стали бригадами, бригадиров назначало правление. Председатель избирался общим собранием колхозников при явке не менее 75%. Иначе собрание считалось неправомочным. Первым вопросом избирали председателя, затем членов правления. Число членов правления всегда было нечётным. В «Им. Сталина» было 5 человек. Избирали и женщин. Неоднократно избиралась Кукушкина Анна Викторовна.
Председателя избирали на 2 года, в конце первого года было отчётное собрание, в конце второго - отчётно-перевыборное. Правление собиралось по надобности, вопрос о выезде из колхоза решало общее собрание.
К работе люди относились добросовестно: работали от темна до темна. Выходных дней не было, болезнь не оплачивали. Учёт работы вели по трудодням, деньги выплачивали после отчётного собрания, осенью. Большую часть заработка выдавали зерном и картошкой.
Государству сдавали зерно до 800ц, картошку 300ц и заготовляли лес. В связи с лесозаготовкой колхозы потеряли много рабочей силы.
В работе колхоза большое внимание уделялось полеводству, меньшее -животноводству. В 1938 году увеличили цены на лён, в связи с этим стали выдавать на трудодни больше деньгами, чем продуктами. Лён обрабатывали дома до волокна, сдавали государству у Трифана (Бережное)
Всеми семенами колхоз обеспечивал себя сам.
Погоду предсказывали по барометру, который находился в конторе колхоза.
Все важные сельскохозяйственные кампании заранее планировали. На сенокос создавали бригады, им отводили определённые территории, инвентарь и лошадей. Силос начали закладывать в 1935 году. В районе провели специальные курсы. Первые ямы были круглые, со срубом. Например, в одну яму опустили сруб часовни, что вызвало недовольство старшего поколения.
Первый трактор в колхоз пришёл в 1928году на весенний сев. Первыми трактористами были Егоров Василий Евгеньевич и Дмитриев Алексей Алексеевич, их учили за счёт колхоза. За первой пахотой следили все колхозники, пришли к выводу, что трактор пашет лучше лошади. Обработку почвы считали основой будущего урожая.
В 1935году в колхоз приехал 25-тысячник из Вологды, начал работать зав.фермой, был недолго председателем колхоза. По концу хозяйственного года определяли передовиков производства, им давали премии. Нечаев Трифан из деревни Петряевская вспахивал по 1,2га в день, пахал на двух лошадях (норма трактора 3,5га). Матюшичев Иван из Беловской за сезон вспахивал 19га.
Несмотря на закрытие церкви, праздновали все религиозные праздники. Каждая деревня имела свой праздник, например 14 августа-Спасов день в Марковской, 12 июля-Петров день в Сокольникове, 2августа-Ильин день - в Кузнечеевской и другие. У всего колхоза был праздник 5 августа-День вручения акта о передаче земли в вечное пользование колхозу.
К концу 30-х годов жизнь в деревнях сельсовета текла спокойно. Но не обошли стороной наш край репрессии 1937года. Приехали вооружённые люди, арестовали Соколова Ивана, Борисёнкова Алексея, Борисёнкова Александра и увезли. Семьи не получили никаких известий. Никто не знал за что. Борисёнковы были раскулачены, выехали сами, по окончании срока, вернулись на родину - возможно причина ареста в этом.
Отсюда мы видим, как из истории множества малых деревень складывалась история большой страны.
архивные материалы сдк ( воспоминания местных жителей: Воробьёва А.С. , Кубышкина А.Ф. , Комарова В.Д., Ерёмичева П.Н. ,Смирнова К.И,.собрала и записала - Зимина Н.И.)
Уникальное фото разрушенной Авксентьевской Николаевской церкви в д.Марковская.
Фото разрушенной Авксентьевской Николаевской церкви в д.Марковская.
Как рассказывали: Колокола согласились снести пять безбожников. Главный крест церкви был подобран одной из женщин, и она просила его поставить на её могилку когда умрет. И сказала «Когда соберетесь востанавливать церковь, будете знать где его взять». Крест так и стоит на ее могилке - кованный. А те безбожники, кто рушил церковь, втечение нескольких лет умерли по непонятным причинам.
Источник:
АВКСЕНТЬЕВО-наша малая родина! ВСЕ ПОСТЫ про Авксентьево в
Живом журнале и в группе ВКонтакте
Авксентьево - группа памяти (ВО) .
ВСЕ МОИ ПОСТЫ В ЖЖ.