Там, где кончается музыка

Apr 06, 2024 22:56

Когда слушаешь музыку группы SLAUGHTER TO PREWALL, когда долго и непросто ищешь в ней смысл, рациональное зерно, когда с трудом привыкаешь к этому чудовищному, неистово-исступленному молотилову и когда мало-помалу начинаешь понимать, в чём здесь кайф... - постепенно приходишь к одной странной мысли.
- Это должен услышать всякий, кто воспринимает тяжелую музыку хотя бы в каких-то формах.

Зачем?
Просто для того, чтобы понимать, зафиксировать, увидеть ту грань, услышать тот порог, где кончается музыка.
Именно вот так. Не рок как таковой, не металл в частности - вообще музыка.

SLAUGHTER TO PREWALL - это самая крайняя её грань. SLAUGHTER TO PREWALL - это всё ещё по эту сторону. SLAUGHTER TO PREWALL - это всё ещё музыка, хотя при первом ознакомлении может так уже не показаться. Но, тем не менее, это так - а вот если ещё чуть-чуть тяжелее, ещё немного брутальнее - это уже будет хаос.
Хотя...
Хотя нечто подобное в 70-е писали и говорили о DEEP PURPLE. А в 80-е примерно то же самое про METALLICA. Ныне и те, и другие - уважаемая, респектабельная классика. И кто знает, что будет считаться гранью музыки лет через 15.
Но сейчас грань гармонии и хаоса видится именно здесь.





Так иногда бывает. Слушая разные поджанры рока вообще и его тяжелой ипостаси в частности, постоянно погружаешься в эту тяжесть на всё большую и большую глубину. И всякий раз кажется: всё, конец, это уже на пределе. И практически всегда этот предел обозначают западные группы.

И вдруг встречаешься с неожиданным. Просто запись какого-то концерта, где на сцене появляется мощный уральский мужик по имени Александр Шиколай, больше известный в интернете как Alex Terrible, а за ним - четверка музыкантов (трое русских + один американец) в странных образах: золотые либо серебряные маски и спортивные костюмы. И под обрушивающийся из колонок ураганный грохот мало-помалу начинаешь понимать, что это уже совсем иная грань экстремальной музыки. Новый её виток.
Начинаешь понимать странное: на сцене российская группа, по сравнению с которой даже SLIPKNOT уже попса.

В музыке SLAUGHTER TO PREWALL нет мелодии (и здесь все бросили читать) - и это объяснимо: помилуйте, ну откуда взяться мелодии в жанре дэт-кор?.. Но в ней есть четко читаемый рифф и, что более неожиданно, есть гармония. Она различима не сразу, она спрятана в напластованиях гитарного рева, ураганного темпа и мощном рыке экстрим-вокала. Но она есть, её можно найти практически в каждой песне, и когда понимаешь это, понимаешь и то, что это всё-таки настоящая музыка.
Тем более, что здесь можно увидеть совершенно неожиданные грани. Например, в песне "Viking" рефрен - ну чем не японское хокку?..

"Понимаешь только
Язык меча? -
Что ж..."



В этой музыке можно увидеть, особенно поначалу, одно - культ грубой силы. Это и так и не так. Культ силы не только в бескомпромиссной тяжести, он и в сценических образах, нарочито лишенных театральности, традиционной для тяжелой музыки. Кроссовки - спортивные штаны с лампасами - голые накачанные торсы. Законченная в своей идеальности прямолинейная простота концентрированного брутала. Плюс жуткий оскал масок, вроде бы напоминающих образы группы GHOST. С одной лишь разницей: там это респектабельность, даже аристократизм, здесь - фиксация, стоп-кадр абсолютного ужаса. В общую картину хорошо ложится и тематика песен, которые поются вперемешку на русском и английском - "Demolisher", "Bratva", "Head On A Plate" и даже "Zavali Ebalo", и название альбома - "Kostolom". Сюда же и образ самого вокалиста, любящего поиграть мускулами и помахать кулаками на камеру, и одна из его коронных фишек - в завершении концертов разбивание микрофоном собственной головы до крови) - уж не знаю, насколько это натурально.

Это культ силы, да. Вот только...
Вот только - это культ доброй силы.
Того самого добра, которое с кулаками. Которого так не хватает сегодняшнему миру.
Это становится совершенно ясным - даже без знакомства с текстами песен. Даже без интервью.

Достаточно посмотреть на улыбку Саши Шиколая.
Так не улыбаются люди, переполненные агрессией и злобой.
Так улыбаются люди, накачивающие энергией и мощью - светлую сторону. И умеющие показать убедительный fuck - тьме и хаосу. И имеющие на это право.

SLAUGHTER TO PREWALL идут - да, в общем-то, уже пришли - к успеху очень понятной дорогой. Понятной, но которая по плечу лишь очень немногим. Той самой дорогой, которая вывела в мировые звёзды другие группы постсоветского пространства - JINGER, INFECTED RAIN. Не копировать западную музыку, но хорошо понимать её и при этом всё время играть на опережение. Понимать, как играют и что играют сегодня в мире - и сыграть ещё круче. Мощнее, тяжелее. Брутальнее. Выкладываться без жалости к самому себе. Играть каждый концерт как последний. Но и - четко чувствовать ту грань, за которой хаос. И - не переходить её.
И тогда... тогда как то одна, то другая группа говорит о непонимании в остальном мире, в это же самое время и при сегодняшнем отношении к русской культуре - там, российская группа, играющая в ультра-экстремальном жанре, по любую сторону границ уже близка к статусу культовой.



SLAUGHTER TO PREWALL - это и просто и сложно одновременно. Просто - если видеть лишь внешнюю сторону: эффектную картинку, невероятно мощный драйв, под который, наверное, хорошо отрываться на концертах. И сложно - если попытаться ответить на вопрос: зачем это всё. И для чего.
Ответ на этот вопрос не всегда может предельно четко дать и сам Саша Шиколай - это заметно в интервью и просто монологах на его канале.
Но мне кажется, ответ на этот вопрос - есть. И можно попытаться его найти - каждому для себя.
Ну и понять, где кончается музыка, тоже ведь интересно)...

image Click to view



P.S. Картинка всё же будет неполной без еще одного ролика (может быть, с него даже проще начать) - собственно, уже творчества самого Шиколая ака Alex Terrible. Кроме собственно участия в группе, он известен исполнением разного рода каверов. Одно из последних таких видео - это, собственно, кавер на кавер. Речь о компьютерной игре Atomic Heart в жанре альтернативной фантастики, где в качестве саундтреков используются хиты советской эстрады, записанные в современном звучании. Один из таких хитов - "Арлекино" Аллы Пугачевой - под музыку и частично видеоряд Atomic Heart и в исполнении Alex Terrible звучит просто... впрочем, смотрите сами).

image Click to view

музыка

Previous post Next post
Up