Реалии и ритмы: Литва - Латвия - Беларусь

Jul 10, 2022 15:29

Выбрался по работе в Прибалтику. Литва и чуть-чуть Латвии - да и Литвы немного. Но всё равно ощущение, словно удалось снова попасть в привычный по старым временам мир. Как можно было попасть в него, когда пятый пакет?
Ну... на Калининград-то ещё пускают.
Пока не перекрыли (и думаю, не перекроют) - ездим.





Впрочем "ездим" - не совсем точное слово. Больше не ездим, а стоим. Стоим в колейках, стоим на таможнях, стоим на загрузках-выгрузках, к которым добавились ещё и перегрузки. Вернулся из рейса, за 25 суток - 4.100 км. Реалии современного дальнобоя.
Начинается всё, впрочем, как обычно - с колейки у границы.
Погранпереход Россия - Латвия, Убылинка - Гребнева. Очередь из фур - 12 км. СкоростЬ движения - 1,5 - 2 км в сутки.



И то, в основном, по ночам - за счет тех, кто не выдерживает и встает спать. Но это только видимая часть очереди. Есть ещё очередь для тех, кто без очереди - скоропортящиеся грузы (цветы, замороженные продукты и т.п.), почта. Такие летят в обход колейки, но их тоже много, и из них образуется параллельная очередь длиной километр-полтора. Основная колейка начинается далеко от границы, тянется сквозь приграничные деревни, где забитые фурами обочины давно уже стали частью пейзажа. Нечего и говорить, что никакой инфраструктуры (магазинов, туалетов, душа) - нет в доступности, пока не подползешь поближе к границе.

И хорошо, когда твоя очередь подступает - днем.
А еще параллельно - небольшая, в 5-6 машин, но всё время прибавляющаяся очередь из легковых. И всё время в этой очереди половина машин - украинские, четверть - европейские, четверть - российские.
И постоянная картина - много украинцев проходит границу пешком. Точно они? - да, видел паспорта. Подходят пешком (наверно, приезжают на чем-то), проходят паспортный контроль и идут пешком всё время группами в сторону Латвии.



На шестые сутки подползаю к шлагбауму. Ещё сутки - сам проход границы, раньше занимавший в среднем 4-5 часов. Сейчас вот так - на латвийской стороне всю эту огромную массу машин оформляет один-единственный инспектор (раньше сидело 3-4). А он тоже человек - за смену ему надо и пообедать, и покурить (если курит) и мало ли что еще. Вот пока он отлучается, вся колейка замирает.

Читал, что это тоже своего рода санкции - границу не закрыли, но ее работу искусственно замедлили настолько, насколько возможно. Чтобы товары, даже те, что не под санкциями, шли - но шли максимально медленно. В обе стороны.

Ну и дополнительный нюанс - ползешь в сторону границы и ещё не знаешь, пропустят ли вообще. Вроде бы подсанкционные товары - это четкий список по кодам, что можно пускать, что нет. На деле же - всё в конечном счете решают инспектора на местах. Да и отправители грузов вполне себе отправляют товар, вовсе не будучи уверенными, что товар этот пройдет в Евросоюз. Иногда гонят просто на удачу.
В результате пока полз к границе, из колейки три машины развернули на Россию. Не знаю, с какими грузами.

Сказать, что всё это выматывает - ничего не сказать. Поэтому оказавшись на той стороне, валимся спать сразу же. На Гребнева нет ни терминала, ни площадки - только обочины, забитые в одну сторону стоящими в колейке на Россию, в другую - вышедшими с границы и спящими. Полдороги до Карсавы шоссе - узенький коридор между двумя многокилометровыми вереницами грузовиков.
Выспавшись, проходим Латвию.



К вечеру доходим до Зарасая, первого литовского города на границе с Латвией. Здесь оплачиваем дороги Литвы, и опять нововведение: машины любых стран просто покупают виньету, и только россияне и беларусы для её покупки должны ещё и предъявить дозвол - разрешение на движение по территории страны. Дозволы у всех, конечно, есть, но тем не менее.
Зарасай очень уютное, душевное место, притягательное своей провинциальной неспешностью. Приятно здесь даже просто проезжать. У городка симпатичный центр на берегу красивого озера. Мощеная мостовая и подсвеченный вечерним солнцем собор.



Уже в полутьме обходим Каунас. На вторую границу, в Кибартай, на выход в Калининградскую область, идти сегодня нет смысла - на проход не хватит времени по тахографу. Доходим до Мариамполя, заезжаем на проверенную стоянку на окружной. Стоянка забита. занимаем с коллегой последние два места, словно ждавшие нас. 6.90 евро - для этих мест цена за паркинг более чем приемлемая.
Всё здесь по-старому, из примет времени только желто-голубой флаг рядом с литовским (так практически на всех заправках). И цены на топливо: 2 евро 4 цента - литр дизтоплива, 1 евро 95 центов - 95-й бензин. И это ещё весьма недорогая АЗС...

Утром выезжаем на границу, до нее отсюда каких-то 50 километров. За Мариамполе сворачиваем с трассы Каунас - Варшава на Калининград. Характерный указатель - интересно на нем второе название сверху, это Калининград по-литовски. Вот всё-таки королевский это город, а не калининский...



Вторая граница проходится не в пример быстрее - подавляющее большинство машин с границы Убылинка / Гребнева шло не сюда. Каких-то семь часов ожидания на терминале - и уже вызов. А проход здесь не в пример легче. Литовцы вообще не заглядывают в машины, лишь проверяют документы и фиксируют выезд. На российской стороне подольше - в основном из-за мелких придирок местных таможенников. Чернышевское вообще плохой погранпереход, его редко когда проходишь чисто, цепляются даже к пустым машинам. Так или иначе, рабочего времени едва хватает на то, чтобы переползти границу и устроиться на ночлег на первой же подходящей площадке.

Утром наконец на выгрузке. Не в самом Калининграде, а перед ним, в посёлке Родники. Здесь расположен один из самых известных местных долгостроев - строящийся уже много лет корпус онкоцентра.



Привезли для него кондиционеры и разное медоборудование - поэтому не волновались, когда шли с этим грузом на границу, медоборудование, вообще грузы медицинского назначения четко прописаны как исключения в пятом пакете. Так и оказалось - пропустили через ЕС без вопросов. Выгружали же долго и мучительно, почти сутки, с перерывами и переездами с участка на участок стройки. Вот не люблю выгружаться на стройках - приходится ползать там по технологическим дорогам, фактически по протоптанным самосвалами колеям либо по бетонным плитам, из которых может торчать арматура - пропороть колесо здесь можно запросто. Всё это не рассчитано под фуры по габаритам, да и грязь почти везде непролазная - не застрянешь, так перемажешься...
И да, чувствовалось, что объект - долгострой, и думаю, таким он останется еще долго: оборудование оборудованием, но под запрет на транзит в Калининградскую область попали стройматериалы. Ну разве что морем будут возить...

После выгрузки получаем распоряжение офиса: выходить пустыми на Литву, оттуда на Беларусь для перегрузки. Это предсказуемо для машин с тентованными полуприцепами, рефы еще могут загрузить продукцией местного рыбокомбината, тенты как правило уходят пустыми.
Направляемся обратно на Чернышевское. Вокруг всё те же до сих пор сохранившиеся приметы Восточной Пруссии...



Фрагменты старых немецких дорог...



Небольшие городки. новая атмосфера которых так и не сложилась, а старая продолжает доминировать...



Перед границей встаем на суточный отстой по тахографу - межнедельная пауза, ее лучше сделать здесь, на российской стороне, на бесплатной стоянке, рядом с кафе и магазинами с российскими ценами, которые ниже литовских несмотря ни на что.



Через сутки встаем в колейку, она здесь небольшая, чуть больше 2 км. Да и двигается быстро. Основное время тратится снова на Чернышевском, литовский же пост проходится за полчаса. Въезжаем в Литву.



Погранпереход расположен на окраине городка, так что от шлагбаума попадаешь сразу на городскую улицу.



Кибартай выглядит мрачновато и запущенно. Справедливости ради - есть одна локация с красивым собором и небольшим сквером, но остановиться там негде, а на ходу не поймать в кадр. В остальном же улицы с обшарпанными зданиями советской постройки - типичная картина этих мест.



И со своими долгостроями, не хуже калининградских. Сколько езжу, столько это здание пытаются то ли ремонтировать, то ли консервировать, непонятно.



В основном же Кибартай - весьма бесцветная литовская провинция...



...небольшие уютные уголки которой не всегда возможно разглядеть.



Граница всё-таки заняла почти всё рабочее время. встаем на ночлег на паркинг при заправке на окраине Вилкавишкиса. Паркинг бесплатный, но местные реалии: во-первых, из персонала никто почти не понимает по-русски, кое-как удается договориться на обломках английского. Во-вторых, до позднего вечера шумно - на заправку приезжает тусоваться местная молодёжь. Такое не первый раз вижу в Прибалтике, странно - клубов у них, что ли, нет?..



Утром двигаемся дальше. Выходим снова на трассу Каунас - Варшава. Польша здесь совсем рядом, километров сорок.



И снова обходим Каунас. Приметы времени: на автобане почти нет российских и беларусских машин - сплошь литовские, латвийские, польские. Что удивительно, совсем нет украинских - хотя, казалось бы, у них-то сейчас преимущество в перевозках в Европе. Но здесь их вообще не встречали, ни на дорогах, ни на паркингах. А все разговоры по рации в дальнобойном 15-м канале, причем в польской сетке - всё так же на русском языке.



От КАунаса идем на Йонаву и дальше на Укмерге - Утену. Ощущение Европы заканчивается, вокруг вновь неброские картины сельской Литвы.



Встречаем военную колонну. Коллега предполагает - везут технику в Украину? Но, конечно, нет - судя по запыленным гусеницам, просто с учений...



Даже дороги здесь не идеальны. Автобаны да, европейского уровня. А например окружная Укмерге ничем не лучше подобных дорог российской провинции. Вся в заплатах, которые еще и сделаны довольно неряшливо и кое-как. Быстрее 60-70 и не разгонишься.



Правда, тут же контрастом - реалии будущего. Солнечная энергетика, вездесущие ветрогенераторы... Вспоминается бессмертное кагановское:

"...Вы с этой нефтью охренели! У европейских мужиков -
Вся крыша в солнечных панелях, и в поле пара ветряков!.."



И да, не только поля, но и крыши из солнечных панелей доводилось не раз видеть и в Кибартае, и в Вилкавишкисе, и в других местах. Не раз читал споры о том, выгодно это или нет; суть в том, что здесь, в Литве, об этом не спорят. А просто делают.
А дальше дорога идет сквозь литовские деревни. Аккуратные, неяркие, неброские и кажущиеся очень закрытыми.



За Утеной сворачиваем на еще более узкое шоссе в сторону Игналины. Направляемся на один из самых заштатных погранпереходов Тверичюс - Видзы. Заштатный - и самый быстрый, грузовиков там как правило очень мало.
В окрестностях Игналины местность слегка оживляется. Дорога петляет меж озёр, здесь множество мест отдыха, много парковок с машинами отдыхающих, то и дело встречаются указатели на кемпинги, рестораны - вот бы куда выбраться!.. Может и получится как-нибудь - вроде границу с Эстонией в июле собирались открывать для туризма...



Места здесь очень уютные, деревни выглядят спокойными и основательными...



Сама же Игналина показалась городом без лица. Конечно, знают её в основном по названию Игналинской АЭС, но известно также, что город атомщиков - вовсе не она, а соседний Висагинас. А сама Игналина (вроде проехали через самый центр) - это несколько многоэтажек, огромный для такого места гипермаркет "Maxima", рынок и частный сектор. Где-то в стороне еще остался футуристичного вида костел, не заметили.



А дальше - типично сельская Литва. Небольшие деревни, похожие на крошечные городки с красивыми костёлами...



...или таинственно упрятанными в заросли сельскими кирхами.



Сколько ни путешествуй по дорогам литовской провинции, всё время не получается ухватить, понять её суть, её настоящую душу. Местами она ничем не отличается от такой же глубинки в Беларуси, если б не указатели на литовском, местами - от глубинки российской, если б не костёлы и тотально засеянные поля. Что-то во всём этом есть, в этой нарочитой простоте пейзажей, лишенной уныния и депрессивности, закрытой для мимолетного взгляда. Та простота, к которой хочется прикоснуться, которую хочется разгадать.



Добираемся до погранперехода Тверичюс. Колейки здесь и правда нет. Нет совсем - уж и не помню, когда последний раз видел такое.



Литовскую границу проходим ну буквально минут за 15. а вот нейтральная полоса забита вся. Десяток фур это ладно, но вот легковыми забита вся обочина. Беларусская сторона работает очень медленно, пока стояли, хвост из легковых вытянулся более чем на километр - такого тоже давно не припомню. По разговорам, многие приехали с погранпереходов Силене - Урбаны или даже Лаворишкес - Котловка; и там и там очереди из легковых ещё больше, а оформление дольше. Многие ехали так серьезно - с семьями, детьми, множеством вещей.
Беларусско-европейская граница открыта для туризма, я что-то пропустил?..



Беларусский погранпункт, когда подходит очередь, на пустой грузовой машине проходишь где-то за час, формальностей здесь гораздо больше, чем на литовской стороне. Наконец и эта граница позади. Минуем Видзы, поворачиваем на Поставы. На переезде пропускаем местную "электричку".



И доезжаем до паркинга в Колееевцах - пора снова на ночлег. Наверно, по рассказу уже ощущается современный ритм работы? - пауза, ночлег, ночлег, пауза... - так оно и есть. Парковка удачно расположена - на перекрёстке трасс Е-27 и Е-45, здесь всегда немало машин, но хватает и места. Парковка недорогая, всего 7 бел.рублей (= 180 российских = 2,5 евро). А ещё здесь очень хорошее кафе.



Кажется. в многочисленных поездках в Беларусь местную кухню перепробовали всю... - но нет. Именно здесь открыл для себя новое блюдо. Называется - пляцек.



Вообще это больше польская еда, есть и специфический венгерский рецепт. Нам же подали именно беларусский вариант.
Готовят его так.
И да, встретится эта штука где-нибудь в кафе - имейте в виду: при правильном приготовлении это очень сытно!.. Лишними добавлениями к обеду из пляцека будут и первые блюда, и салаты - разве что какие-нибудь лёгкие. Если уж одним пляцеком вполне наедаются голодные дальнобойщики, то сами понимаете)))... Мы этого не знали, взяли лишнего и потом об этом жалели.

Ну а после такого ужина да на хорошей стоянке спится просто замечательно.



Утром двигаемся дальше, на Михайлишки - Ошмяны - Каменный Лог.
Скажу как есть. ПО сравнению с привычной за множество путешествий картиной сегодняшняя Беларусь выглядит какой-то ...пришибленной. Долго искал определение, наверное, это самое точное.
Никто здесь уже не красит деревенские заборы в весёлые цвета. Никто не составляет из рулонов сена забавные композиции и не сажает на завалинках домов веселые самодельные фигуры. Да и сами деревни в целом выглядят полинявшими, а главной чертой здесь выделяется...
Депрессивность - пожалуй, нет. Бедность? - по сравнению с российской или литовской глубинкой тоже, пожалуй, нет.
Скорее так: уныние.
Это прям ощущается: 20-й год прокатился по стране, выдавив из неё увесистую часть жизненных соков. И сейчас она просто живет сегодняшним днём, стараясь не думать о будущем, в котором, кажется, не видит для себя ничего хорошего.



Хотя, конечно, никуда не делась истинно беларусская аккуратность. И редкие приметы того, что это всё-таки именно Беларусь. Не Литва и не Россия.



Тех, кто не ездил сюда раньше, местные реалии неизменно удивляют. Как моего коллегу, объехавшего пол-Европы, но впервые приехавшего в Беларусь. На каждой остановке на заправках он пытался купить местную сим-карту - и не мог поверить, что ему не могут её продать, поскольку продают их только по беларусскому паспорту. Парень пытался говорить с местными, чтобы те купили ему симку на свой паспорт - и не понимал, почему люди шарахаются от него в ответ на это предложение. Непривычным выглядело и то, что, даже имея симку, пополнить счет на любой заправке тоже не получится - для этого надо ехать в город, в салон связи.
Симки местные мы всё же купили - так называемые гостевые. Их продают на российский загранпаспорт, но только на приграничных заправках. 25 бел.рублей (= 600 российских = 9 евро) - местная связь, СМС и безлимитный интернет на месяц. Даже и недорого).

Объезжаем Островец, здесь поворот на Гервяты с их сказочно красивым костёлом. так плохо отснятом нами в одном из путешествий по возвращении из Гродно. Сейчас, конечно, не заехать туда, зато прямо в поле видны странные сооружения.



А это не что-нибудь. а -



Слышал, что её называют сиреной. Потому что "работает - не работает" ))...
Объезжаем Ошмяны, здесь выезд на платную дорогу, которых не так много в Беларуси - но ценник на проезд по которым выше, чем в Прибалтике. Заезжаем в будку BelToll - пункт оплаты, покупаем коллеге транспондер - устройство в виде небольшой пластиковой коробочки, крепящееся на лобовом стекле, с которого автоматически списываются деньги при проезде под аркой с датчиками. Пополняю баланс на своем транспондере - едем дальше!..



А дальше... дальше как-то и приехали.
Впереди граница с Литвой Каменный Лог - Мядининкай. И здесь не ад - адище.
Обрывки хвоста колоссальной колейки начинаются почти сразу за Ошмянами, километров за 15 от границы. Чем ближе подъезжаешь, тем плотнее вереница фур, начало которой уходит куда-то за горизонт. Здесь забиты не только обочины трассы - забиты и обочины перекрестных деревенских дорог, забиты грунтовки, отходящие в стороны от трассы. Фуры пятятся туда задним ходом - чтобы хоть где-то встать. Просто в полосе дороги не встанешь - взад-вперед курсируют транспортники и это очень дорого обойдется. Забиты обочины кругового движения, а километров за 5-6 от границы вдоль каждой из обочин стоят уже в два ряда. На приграничные заправки оставлены лишь узенькие заезд-выезд - каждый метр свободного места тоже забит.



Проход границы здесь - 8-10 суток очереди. С паузами по тахографу примерно две недели. Плюс сутки сам проход.

Хорошо, что нам не надо было на саму границу - мы ехали перегружать груз с прибалтийских машин, которым запрещено движение вглубь страны и которые могут ехать только до приграничного терминала "БелТаможСервиса".
Собственно, многие, как и мы, приехали сюда именно за этим. Отсюда весь этот трэш - на каждый груз, который раньше везла одна машина из Европы на РФ / РБ, теперь пришло две машины. Одна везёт его до границы, другая дальше. И так же обратно.

Не буду длинно расписывать подробности - можно упомянуть лишь коротко о том, что беларусские власти быстро поняли, что на этом можно заработать; за 1,5-суточную стоянку на территории таможни + услуги по перегрузке и оформлению я заплатил почти 1.100 бел. рублей (= 25.000 российских рублей = 400 евро). И это с каждой машины - или больше, если стоять дольше. Про организацию процесса, которую ставят в пример россиянам: например, на все операции - снять деньги. поменять деньги, оплатить услуги, оплатить стоянку и т.д - на всю таможню лишь одно окно кассы (банкоматов в принципе нет вообще), а каждая операция на юр.лицо - это выпуск пакета документов со счетами-счет-фактурами-и-прочим и расчетом в двух-трех валютах, что занимает минут 10-15 на каждого клиента. Про комиссию: коллеге из офиса отправили деньги на оплату таможенных услуг, и чтобы снять с карты 20 тысяч, он уплатил 3 тысячи комиссии.

В общем, когда оттуда вырываешься загруженный, а впереди только дорога и больше никаких границ (ну, ещё российско-беларусская, но это такое...) - это непередаваемое ощущение.

В общем пока так. Пока ездим. Судя по тому, что говорят - и в Прибалтике, и в Беларуси - видимо, будем ездить и дальше.
А в остальном... Главное - все здесь и там ждут, когда это кончится. И все уверены, что кончится уже скоро. И вернется обратно. Причем, как показалось, больше в этом уверены как раз - там. По ту сторону границы. Не знаю почему.


трасса, страна

Previous post Next post
Up