Хибины, это странное место - Хибины...

Aug 29, 2020 19:02

Про этот рейс целиком рассказывать нет смысла, дабы не повторяться и не постить одни и те же виды - Риги, рижской трассы. Стоит пожалуй лишь мельком упомянуть о его начале. А началось всё опять в Риге, с погрузки на Вентспилс иела, это примерно в районе гипермаркета Spice. Туда не проедешь иначе как под запрещающие знаки: сделал круг вокруг квартала, где располагается склад, кружение это чуть было не выкинуло меня в Юрмалу )). Увидев, как и другие грузовики идут под запрещающие знаки, пошел за ними, а на месте выяснил, что другого заезда нет и ездят сюда именно так - на свой страх и риск. Ну и ну, думал только в России такое.

Погрузка прошла быстро, а дальше начался косяк на косяке - и не с моей стороны. Поехал на затаможку в порт на привычную таможню на улице Уриекстес, где завис: документы оформляют отправители груза - и трижды (трижды!) таможня заворачивала документы из-за неправильного оформления. Каждый раз в таком случае в порт приезжал представитель фирмы, выяснял в чем дело, уезжал и через какое-то время привозил исправленные документы. Оформили лишь с четвертого раза, в результате простоял в таможне больше 2 суток: загрузился в четверг днем, выехал с таможни в субботу вечером.

Косяки однако на этом только начались: придя на границу Лухамаа / Шумилкино, эстонскую границу прошел быстро, на российской завис: документы таки снова оказались оформлены неправильно, машину задержали "для запроса дополнительных сведений" (есть такая официальная формулировка) - и это заняло ещё сутки. Пройдя через Псков (с заездом домой, конечно), доехал до Гатчинской таможни, где была назначена растаможка груза - и да, конечно! - и здесь документы вновь не пропустили. Мало того, что гатчинская таможня по условиям и отношению - форменная скотобаза даже по сравнению с другими российскими таможенными постами, так ещё и начальник её - клинический пример человека с профдеформацией: назначил сперва таможенное наблюдение (вскрытие кузова с поверхностным осмотром груза), результаты его не устрроили - распорядился о досмотре груза с частичной разгрузкой и пересчетом, а когда ему предоставили результаты - не удовлетворился ими и назначил ещё один досмотр, снова с выгрузкой. Плюс бюрократия, согласования, чесания в затылке, долгие раздумья, что с этим всем делать...
В результате простоял в Гатчине - 9 дней. И да, уехать домой было нельзя.

Когда наконец признали, что никаких нарушений нет, ворота таможни остались позади а впереди лежала свободная трасса и оставшиеся до точки выгрузки 1.300 км - ощущение простора и свободы было непередаваемо )). А расстояние совсем не напрягало - все сроки были давно сорваны и офис дал команду ехать как едется, главное - приехать вообще.
А точка выгрузки находилась - в Заполярье. Город Кировск, Мурманская область.





По Мурманской трассе, начинающейся от питерской кольцевой и упирающейся собственно в сам Мурманск, ездить дальше Петрозаводска как-то не доводилось. Хотя с карельской природой и живописными ландшафтами познакомились ещё во время поездки вокруг Ладоги года наверно четыре назад. Поразило тогда обилие камня вокруг - скалы, нагромождения камней в лесах - и знаменитые карельские грунтовки-серпантины.
Местность вокруг Мурманского шоссе - и похожа и не похожа на ладожское побережье. Окружающее пространство здесь более пологое, скал намного меньше, а камня всё равно хватает. И - грибников тоже: то и дело вдоль обочин - десятки машин.



А скальные ущелья встречаются лишь изредка. И конечно, все скалы - в автографах.



Лес здесь уже совершенно не наш. Очень плотный прямо от самой дороги, невысокий - на каменном основании, лишь слегка прикрытом грунтовой подушкой, видимо, ничего высокое просто не растет. И основательно засорен камнями, лежащими, наверно, со времен последнего ледника. Подумалось: как же неудобно здесь собирать грибы - да и просто гулять по такому лесу...



Да и серьезных по площади лесных массивов тут особо и не встретишь. Огромные территории (и чем севернее - тем больше) здесь занимают - болота. Они здесь совсем не такие, как в Прибалтике, где по болотам проложены во множестве мест прогулочные тропы. Нет - всё здесь дикое, первозданное, не тронутое человеком вообще. Живущее и существующее само по себе с начала времен.



И - очень мало жилья. Городов, населенных пунктов, просто деревень. Десятки и десятки километров - болот, скальных массивов, низкорослых перелесков. И редкие-редкие указатели на поселения, которые чаще всего в стороне от трассы, иногда на значительном расстоянии. Хотя их названия зачастую прямо из фольклора.



Чем дальше едешь здесь, чем севернее - тем больше воды. Болота переходят в озера, иногда их соприкосновения четко видны на водной поверхности. Озер очень много, трасса за Петрозаводском начинает петлять между сопками, у подножья которых постоянно вода.



Граница же Карелии и Мурманской области обозначена вполне логично. Здесь она почти совпадает с Северным Полярным кругом (знак видел, сфотографировать на ходу не успел, а останавливаться уже не стал). За знаком и границами регионов местность резко меняется. Всё вокруг становится как-то жестче, брутальнее, суровее: сопки - выше, озера - больше, короткие участки чащоб - мрачнее, а на горизонте уже видны первые отроги Хибинских гор.



Жестче становится и трасса. Нет, покрытие здесь удивительно хорошее: от Питера до Кировска - всего пара участков с ремонтами километра по два каждый, а в остальном можно спокойно ехать полным ходом. Но - много крутых поворотов и почти отсутствует инфраструктура. Заправки, кафе, стоянки - всё это осталось где-то позади, в Карелии. Найти нормальный трак-стоп севернее Лоухи практически нереально!.. Те стоянки, что обозначены на картах (и в специальной программе CargoLink) по сути обычные "карманы" на 3-4 фуры, где можно только притормозить на короткое время но там очень неудобно ночевать.
Хорошо хоть, тахограф позволял дойти до места без дополнительной ночевки. Одну, после Гатчины, сделал за Петрозаводском, специально рассчитав запас хода так, чтобы дойти до места,если встать будет негде совсем. Именно так и оказалось.



Километров за сорок до точки выгрузки сворачиваю с трассы Е105 направо. На Кировск здесь ведет тупиковая дорога, проходящая через город Апатиты, оба города лежат друг от друга по меркам севера совсем рядом - километрах в двадцати. На повороте на шоссе Апатиты - Кировск огромный плакат: въезд в оба города запрещен распоряжением губернатора в связи с эпидемией коронавируса!.. Хм... но выгружаться-то как-то надо - еду дальше, конечно же.



На въездном посту Апатит - санитарный кордон. Полиция, врачи, какие-то чины в гражданском. Требуют пропуска, которые неизвестно где брать и неизвестно кто должен заказывать. Пропуска на меня, конечно же, нет. Звоню в офис - обещают разобраться, а пока - ночевка не на точке выгрузки, а прямо на посту, где уже полно машин без пропусков (о закрытии отдельных городов Мурманской области, похоже, не знает никто из тех, кто отправляет сюда машины). С трудом нахожу место, устраиваюсь на ночлег.
Утром пропуск оформляют в офисе в Пскове, сбрасывают по электронной почте в местную администрацию. Часов в 11 дня разрешают заезд.

Апатиты обхожу по окружной. Маленький, с виду ничем не примечательный городок, даже не стал снимать - вышли бы кадры из разряда "это могло быть где угодно в России". Отличие только одно - нависающие на горизонте округлые вершины горных хребтов.Как раз в их сторону уходит и дорога на Кировск.



И горы, и точка выгрузки всё ближе.



Наконец, за поворотом показывается и сам город. Он весь лепится на склонах гор - и конечно, сразу в памяти всплывает похожая картина панорам озера Комо.



Но разумеется, похоже только внешне и только издали. Помимо разницы между заполярной и субтропической природой, бросается в глаза ещё и различие - пожалуй, просто во всем. На берегах Комо люди селились и жили тысячелетия, природа и ландшафты там прекрасны - и люди старались не отставать, не испортить ту красоту, по возможности соответствовать ей. Здесь же жесткость северного пейзажа вообще не постарались никак смягчить, сделать уютнее, теплее. Тем более, Кировск - совсем молодой город, основан в 1931-м году, и видимо с момента основания и по сей день главный принцип при строительстве любых местных зданий и сооружений - это практичность и утилитарность.



Навигатор ведет к точке выгрузки по улицам города. Дорога приводит к тоннелю под ж\д путями, высота 3,8, фура там не проходит. Чуть в стороне - технологический переезд через пути, постоянно закрытый, чтобы переехать, приходится искать дежурную по станции. Та согласовывает с кем-то по рации движение часто снующих здесь маневровых тепловозов, открывает шлагбаум и пропускает на ту сторону. Местные реалии, да.

Наконец добираюсь до адреса - улица Ботанический сад, 29. 1.800 км и 16 дней пути позади. Всё точно: по этому адресу гостиница, рядом - лыжная база "Тирвас". Груз же у меня - подъемник для горнолыжников, везти его на горнолыжную базу было вполне логично, поэтому сомнений не возникло.



Захожу на базу. Адрес - правильный, название фирмы - правильное. А выгружать - не здесь!.. Дают другой адрес - езжайте туда, там выгрузка.
Кое-как сдерживаюсь, хочется уже разгрузиться и закончить эту бодягу, затянувшуюся сверх всякой меры. Ехать в сторону города, снова через тот же ж\д переезд с тем же квестом. Приезжаю на новый адрес, улицу Олимпийскую, здесь тоже лыжная база. Захожу, спрашиваю название фирмы - да здесь. Подъемник вам? - да, нам. Выгружаем?..
Нет. Им, видите ли, надо поднимать его в горы. Туда, где будут монтировать.
Уже не выдержал - наорал на директора (сколько можно?..), ушел из здания, позвонил своим, заявил: никуда не поеду, пусть выгружают тут, надоело. Офис соглашается, что всё это уже чересчур и отдает команду никуда не ехать и ждать.

Трехчасовые переговоры между отправителем груза, получателем и перевозчиком заканчиваются компромиссом: в горы (на Южный склон горнолыжного комплекса) всё же едем, но за доплату. Сложность ещё и в том, что туда просто так не запускают грузовики - надо заказывать пропуск заранее, оформлять кучу бумаг, включая медицинский допуск водителя и Бог знает что ещё.
Наша родная бюрократия, ога.

Пока решалось, подошла ещё одна фура, тоже с комплектующими того же подъемника. Обоих направили на выгрузку на Южный склон, даже в качестве сопровождения, чтобы не искали дорогу, отрядили замдиректора принимающей фирмы. Получилось удобно - тот поехал впереди на своей машине, провёл нормальными дорогами.



Отъезжаем от Кировска километров пять, сворачиваем на дорогу из бетонных плит, серпантином поднимающуюся в горы. Потихоньку ползем вверх. Хибины - не Урал и не Кавказ, но движки на подъеме греются и тут. Хорошо, подниматься не так уж высоко, метров на 300-400.



На месте выясняется: меня запустят на территорию сразу, коллеге же придется ждать у будки охраны на въезде до завтра. Строгая вахтерша осматривает машину, проверяет кабину и кузов и наконец разрешает въезд. При этом буднично напутствует:
- Вы на верхнем плато ночевать будете - так ночью особо из кабины не шарьтесь.
- Чего ж так? - интересуюсь.
- Да мишки тут бродят по ночам - всё так же спокойно отвечает она.
В смысле?!..
- Ага, они. Да вы не бойтесь, они у нас пугливые. Как дожди проходят, наши грибники в горы за грибами идут, всех мишек распугивают. Мишки тогда от грибников на вершины гор поднимаются и там от людей спасаются.

Я представил медведя, обнимающего вершину скалы, потеющего от ужаса и всматривающегося куда-то вниз. Картина в принципе обнадеживала.

- Так что ночуйте спокойно, - ободрила тётушка и добавила: - но из кабины ночью лучше всё-таки не выходить.

Направляюсь ещё чуть выше по склону. Проезжаю с километр, впереди небольшая площадка с парой невысоких деревянных строений лыжной базы и стойками канатной дороги, ведущей куда-то далеко вверх. И - никакой ограды вокруг; действительно, мишкам тут - гуляй, не хочу.



Разворачиваюсь. Далеко впереди и внизу чуть виднеется будка вахты и кабина второго ДАФа рядом с ней. Выглядит слегка неуютно - понимаешь, ближайшие люди вот там, а глаза мишек, возможно, уже плотоядно наблюдают из ближайших кустов...
Конечно, на самом деле ночевать там было вряд ли опасно. Мельком подумал: в случае чего достаточно будет ну хотя бы запустить двигатель, включить фары, помигать. ДАФ - зверь большой, страшный и громкий, куда там медведю...
И действительно, ночь прошла спокойно.

Утром приезжают работяги, начинаем наконец выгрузку. Растентовка здесь, на верхнем плато - сплошное мучение: открытое место, сильно дует ветер, тент постоянно норовит закрыться обратно. Хорошо, помогали рабочие - так не везде, далеко не везде.



Местность вокруг даже при свете дня и очень теплой погоде - суровая и брутальная, как и всё здесь, на севере. И понимаешь: зато зимой здесь наверно наоборот уютно и красиво. Но сейчас...



Горнолыжный комплекс тоже практичный до предела. Нижние точки канатных подъемников, технические службы, стоянка снегоуборочной техники, пункт проката инвентаря... - всё. Ни кафе, ни гостиницы - всё это там, внизу, в городе.



Горнолыжный комплекс называется - Большой Вудъявр - по названию местного озера. На схеме хорошо видны склоны с канатными дорогами и сам Кировск у подножья гор.



И относительно актуальные цены на подъемник:



Выгрузка заканчивается, закрываю кузов, спускаюсь вниз, к проходной. Докладываю в офис что наконец закончил эту загрузку. Чувство легкости, когда всё позади, груз на месте, документы подписаны... - непередаваемое.



В офисе отвечают: пока загрузок нет, будем искать, надо ждать.
Этого и опасался: из Мурманской области вообще уехать обычно трудно, отсюда мало загрузок, очень мало - а те, что есть в том же Мурманском порту, чаще всего расхватывают местные фуры. Для залетных, вроде нас, остаются только случайные, разовые грузы. И то - на удачу.
Ладно, раз ждать - надо сгонять за продуктами, как раз закончились!.. Навигационная программа Maps.me, которую установил ещё перед поездкой в Италию, отлично помогает в работе; кроме адресов, помогает находить и продуктовые магазины. Быстро находит их и здесь, в Заполярье. Выбираю один, на въезде в Кировск, спускаюсь с горы в сторону города, попутно соображая, где лучше всего приткнуть громоздкую фуру на улицах горного городка.

С парковкой помог... Бог)) - в буквальном смысле. Единственная пригодная площадка обнаружилась у местной церкви )). Церковка, конечно, новодельная - другим здесь взяться неоткуда - но весьма симпатичная. А на пустой стоянке перед ней действительно может развернуться даже фура.



Закупаюсь продуктами; ожидал увидеть по-северному высокие цены на всё - но нет, цены на основные продукты здесь не слишком отличаются от общероссийских. Возвращаюсь обратно на Вудъявр - других удобных стоянок здесь больше нет, к тому же туда же подъезжает и второй разгрузившийся ДАФ. Ну, вдвоем оно и веселее).
А загрузок - нет. Остаемся на ночь.
Второй день. Стоим в горах, лениво смотрим из кабин в голубую даль )). Один плюс - здесь, наверху отличная связь и очень быстрый интернет. На удивление прям.



Коллеге звонят из его офиса: нашли загрузку. Спрашиваю, откуда? Тот ругается: из Сегежи, грузиться досками на тамошнем ЛДК на Эстонию. Сама загрузка и неплохая, вот только от места нашей стоянки до Сегежи - 600 км пустого пробега.
Но делать нечего. Коллега собирается, прощаемся, и его ДАФ медленно ползет по склону вниз.
Остаюсь один, собираюсь уже оставаться на ночлег. Звонок из офиса. Дают загрузку. Откуда?
Ага, правильно. Из Сегежи. Грузиться на тамошнем ЛДК. Досками. На Эстонию.

Коллега часа три-четыре как ушел, догонять его нет смысла - да и не люблю ходить в группе, это всегда неудобно, у каждого свой ритм, свой темп. Встретимся на месте! - выезжаю в сторону трассы Е105.



Кировск и Апатиты позади, выезжаю на трассу - до "цивилизации" отсюда однако неблизко...



Всё то "кино" которое "показывали" за окнами кабины по дороге сюда, крутится теперь в обратном направлении.



Всё так же много воды. Много гор. И совершенно нет жилья, полей - да им и негде здесь поместиться. Вообще, обычная картина любой крупной трассы, как эта - множество фур с самыми разными грузами. Но только здесь видел такое: каждая вторая-третья фура - это фура "Магнита" - "Пятерочки" - "Перекрестка". То есть, фура с продуктами.
И это объяснимо. Здесь же ничего не растет. Здесь живут на всем привозном. Нет, конечно, это вполне очевидно... - но одно, когда об этом просто слышал-читал, и совсем другое - когда всё это видишь своими глазами.
Конечно, здесь пекут свой хлеб - из привозной муки. Делают свои молочные продукты - из привозного порошка. Даже рыбные консервы - не мурманские...



Это очень странная земля. По-своему красивая, очень суровая, непривычно жесткая даже для нас, жителей Северо-Запада России. Совсем дикая сотнями километров, необжитая - и вряд ли станет обжитой как минимум в ближайшие десятки лет.
Про такие места говорят: на любителя.
Наверно, здесь можно найти просто райские места например для рыболовов или охотников. Для любителей походов по горам - хотя удовольствие ещё то: инфраструктуры ноль, жилья почти нет плюс о встрече с медведем в дикой природе вряд ли мечтает прям-таки уж каждый охотник. Но я не очень понимаю тех, кто едет отдыхать на тот же Большой Вудъявр - из Питера, до которого здесь больше тысячи км, или из Москвы, до которой отсюда без малого две тысячи.
Ехать сюда, на горнолыжные курорты - зимой, сотнями километров по ледяным дорогам, в кое-как обустроенные места с российским сервисом? Когда есть - Отепя, Вуокатти, да даже Логойск, в конце концов. Конечно, сейчас сложно с границами - но так же не всегда...
Не знаю. Как минимум раз здесь побывать - очень неплохо. Тем более вот так, по работе.
Но ездить сюда самостоятельно...
Очень на любителя. Вот прям очень.


трасса, страна, путешествия

Previous post Next post
Up