Чонгар

Sep 12, 2014 16:06

Чонгар это полуостров в Крыму и населенный пункт с таким же названием, но я хочу расска не о нем, а о кавказской овчарке, которой почему-то дали такое имя. Кавказскую овчарку я увидел впервые в 1972 году, в Грузии, в селе Лиси, расположенном неподалеку от Тбилиси. Туда я попал вместе с небольшой геологической экспедицией, в которую устроился поработать летом, во время школьных каникул. В селе Лиси начальник экспедиции решил устроить базу, для чего снял второй этаж здоровенного дома, стоящего на окраине села. В Лиси мы приехали под вечер, ведь путь был неблизким, из города Ессентуки, где находилась Кольцовская экспедиция, по Военно-Грузинской дороге до Тбилиси и Лиси.
До трех часов по полуночим мы разбирали экспедиционное барахло и в числе прочего поставили в качестве кухни большую армейскую палатку. Наутро я познакомился с Чонгаром, это был громадный пес серо-бурого зонарного окраса. Настолько громадный, что я даже оторопел, так как ничего подобного не то что не видел, но даже и не слышал о таком. Позднее я измерил его рост - 104 сантиметра в холке, то есть телок в волчьей шкуре с головой молодого медведя. Уши и хвост у него были необрезанные, что очень не характерно для грузинских, и не только, кавказских овчарок. Ну, а еще этот пес был просто красавцем. Он сидел метрах в 15 от нашей столовой, из которой доносился запах вареной баранины, шумно вздыхал и чуть слышно поскуливал. Буквально завороженный его красотой, я быстро ополоснул физиономию и направился в палатку. Там уже вовсю шуровали все три наши поварихи, две студентки из Москвы, и ессентучанка Валентина, женщина почти вдвое их старше, весьма эффектная фигуристая блондинка. К ней-то я и братился:
- Теть Валь, я кости из кастрюли заберу. Хочу собака покормить. Он, похоже, очень голодный.
Повариха посмотрела на меня и усмехнулась:
- За это поможешь Зое чистить картошку.
Ну, раз меня решили припрячь на кухне по полной программе, то я не только выудил из громадной кастрюли все кости, но и нашел неподалеку большую миску и реквезировал литр бульона, в который натолкал хлеба. С такими дарами я и подошел к псу, терпеливо сидевшему на том же месте. Поставив миску, я отошел в сторону и только тогда, когда собак умял все, подошел поближе и отважился погладить его. Так между нами установилась дружба и полное взаимопонимание. Хозяин дома, Валико, грузин почти двухметрового роста с животом, в который вливалось 36 двухстопятидесяти граммовых стаканов вина, рассказал мне, что пса зовут Чонгар и что в Лиси его привез из Сванетии 2 года назад сосед, живший через 3 дома от него. Однако, Чонгар не проявил достаточной злобности и его выставили за ворота. С тех пор пес бомжевал в селе, а поскольку никогда не гонял ни свиней, ни коров, то его часто подкармливали, но все же не досыта. Благодаря мне, ситация резско изменилась. Хотя мне и пришлось батрачить на кухне, кормежка Чонгару была обеспечена ежедневная, после каждого завтрака.
Я даже соорудил для него неподалеку шалаш и он стал охранять не только нашу кухню, но две складские палатки, стоящие неподалеку. Вот тут-то в нем и проявился характер сторожа. Валико пришел в изумление, когда через пару-тройку недель Чонгар так на него зарычал, когда он заглянул на нашу территорию, что у него душа в пятки ушла. Правда, Валя быстро шикнула на пса и то завилял хвостом и даже позволил погладить себя по голове. Чонгар относился по-дружески ко всем геологам, но хозяином считал только меня, хотя все наше общение сводилось к нескольким минутам поутру и часу, другому поздно вечером, когда мы возвращались с маршрута. Ну, и еще по воскресеньям мы часто гуляли вместе с другом и одной юной геологессой по лкрестностям, а Чонгар нас сопровождал, поражая многими своими качествами, в том числе и своим собачьим умом, и оглашая окрестности своим громовым лаем. Хотя временами мне приходилось по паре недель отсутствовать, ведь мы мотались по всему Агдамскому тектоническому району, Чонгар всегда встречал меня со всей собачьей радостью.
Когда пришло время уезжать, я решил забрать с собой Чонгора, хотя Валико и сказал, что в Лиси у него теперь есть дом, и пес будет его сторожить. Однако, Чонгар формально был ничьим и потому я велел ему запрыгнуть в кузов шишиги. Увы, но я не позаботился об ошейнике и поводке, а потому уже метров через 50 пес выпрыгнул из машины и помчался к дому. Валико, стоявший у ворот, помахал нам рукой, потрепал Чонгара по холке и открыл перед ним калитку. Вообще-то такого пса, как кавказец, нельзя держать на цепи и что самое главное, ему нужен простор, чего в Лиси хватало с избытком. Ну, а вид этот пес имел такой, только уши у него стояли, как у немецкой овчарки:



кавказская овчарка

Previous post Next post
Up