Чтобы помнили! Адмиральские улицы Владивостока

Jul 25, 2021 14:32



В морском городе Владивостоке легко найти целую россыпь улиц, начинающихся с «Адмирала...» и соответствующей фамилии. Они встречаются в каждом районе, но нередко даже местные жители с годами отбрасывают «адмиральскую» приставку и забывают, в честь кого была названа улица. Бóльшая часть «адмиральских» улиц названа по именам советских офицеров. С них и начнём, поскольку и сам сегодняшний праздник - День Военно-морского флота - стали отмечать с 1939 года.



Адмирал Кузнецов



Одна из самый известных фамилий на «адмиральских» улицах - Кузнецов. Улица, бывшая когда-то частью другой, носившей имя Патриса Лумумбы, была переименована в честь адмирала в 1996 году.

Николай Герасимович Кузнецов служил на Дальнем Востоке в несколько этапов, отражавших его достаточно своеобразную биографию. Впервые попал он на берега Тихого океана в августе 1937 года, когда в звании капитана 1-го ранга он стал заместителем командующего ТОФ. На этой должности он пробыл недолго и уже в январе следующего года был назначен на должность командующего флотом, вскоре получив звание флагмана 2-го ранга. В советском ВМФ в период с 1935-го по 1940 год это звание было приравнено к комдиву и дивизионному комиссару. Более поздний аналог в ВМФ СССР и России - контр-адмирал.

В период руководства Николаем Герасимовичем Тихоокеанским флотом силы и средства ТОФ успели принять участие в боях у озера Хасан, так что и сам комфлота имел знак участника боёв. При нём же флот снова обратил своё внимание на заброшенные крепостные сооружения, которые имели высокую степень защиты и большое количество помещений для размещения различных структур.



В 1939 году Кузнецов ушёл на должность сначала заместителя наркома ВМФ СССР, а вскоре и на должность наркома. С его званиями, кстати, связано несколько любопытных историй: он был повышен с флагмана 2-го ранга сразу до флагмана флота, миновав 1-й ранг.

Обратно на берега Тихого Николай Герасимович вернулся уже после войны. Сначала в 1948 году - на должность заместителя главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам, а позже, в 1950 году, - на должность командующего 5-м военно-морским флотом (в 1947 году ТОФ был разделён на два флота - 5-й и 7-й; объединение обратно произошло в 1953 году). С этой должности в 1951 году снова отправился на запад Союза, став военно-морским министром.

Адмирал Юмашев



Вторая же часть улицы Лумумбы в том же 1996 году получила название по фамилии другого адмирала и командующего Тихоокеанским флотом - Ивана Степановича Юмашева. На должность командующего ТОФ он пришёл следом за Кузнецовым и занимал её с 1939-го по 1947 год. Именно при Иване Степановиче ТОФ впервые праздновал День Военно-морского флота. Праздник тот проходил масштабно: с оркестрами по городу и большими показательными выступлениями флота на акватории Амурского залива.

Во время руководства Юмашевым флотом продолжилось укрепление береговой обороны. Строились ДОТы на побережье, под Артёмом были возведены сооружения Артёмовского сектора береговой обороны. Помимо этого, шло развитие и других составляющих флота. В период боевых действий против Японии силы флота под руководством Юмашева действовали совместно с силами 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов, участвовали в боях за Курилы и Сахалин.



За руководство флотом и организацию действий в тот период Юмашев получил звание Героя Советского Союза. И что интересно, после первой опалы Кузнецова он был назначен на его место. Так и получилось, что сначала он сменил его на одной должности, а следом - на другой. Последним местом службы Ивана Степановича стало руководство Военно-морской академией имени К. Е. Ворошилова. В прошлом году был заложен корвет проекта 22350 для Тихоокеанского флота, который будет носить его имя.

Адмирал Спиридонов



Улица Кузнецова пересекается ещё с одной «адмиральской». Огибая гору Комарова, она стыкуется с улицей Спиридонова. Эмиль Николаевич стал одним из тех командующих, кто дослужился до этой должности из подводников. Службу свою в ВМФ он начал в 1942 году. После окончания ВВМУ им. Фрунзе в 1947 году был направлен на Тихоокеанский флот, где прослужил до начала 50-х годов.

После служил на Северном флоте, откуда был снова переведён на ТОФ. На Тихом океане служил на разных должностях. Так, например, на пути к должности комфлота Спиридонов командовал 2-й флотилией подводных лодок, в составе которой было пять дивизий АПЛ различных типов: от стратегических до многоцелевых. Две из этих дивизий существуют и сейчас. Комфлота Спиридонов стал в последний день августа 1979 года.

Будучи командующим, Эмиль Николаевич с группой офицеров ТОФ отправился в Ленинград, где на базе Ленинградской военно-морской академии под руководством главкома ВМФ СССР Сергея Георгиевича Горшкова (и улица его имени у нас тоже есть) проходил сбор высшего командного состава всех флотов для проведения учений без привлечения сил флота. Своеобразное теоретическое упражнение.

7 февраля 1981 года самолёт Ту-104А 25-й МРАД ВВС КТОФ, который должен был доставить обратно во Владивосток вылетевших на учения высших и старших офицеров флота, рухнул вскоре после взлёта с аэродрома Пушкин. Все шесть членов экипажа и 44 пассажира погибли. При этом, по некоторым данным, после катастрофы была объявлена тревога по силам флота, так как одной из версий катастрофы рассматривали диверсию - катастрофа на некоторое время обезглавила ТОФ.

Адмирал Сабанеев



В той катастрофе погиб ещё один высший офицер ТОФ, именем которого у нас названа улица. Владимир Дмитриевич Сабанеев на момент катастрофы имел звание вице-адмирала и занимал должность начальника Политического управления Тихоокеанского флота. Как и погибший с ним начальник, Владимир Дмитриевич начал путь на флот во время войны.

В 1944 году он поступил в Выборгское интендантское военно-морское училище, после окончания которого был направлен на службу на 8-й флот (ранее Северо-Балтийский. В 1946 году Балтийский флот был разделён на два: Южно-Балтийский, ставший вскоре 4-м флотом, и Северо-Балтийский, ставшим 8-м). До 50-х годов служил на различных должностях в службах обеспечения. После пошёл уже по партийно-политической линии службы. В 1957 году с отличием окончил Военно-политическую академию имени В. И. Ленина. После этого служил почти двадцать лет на Балтийском флоте. В 1974 году был назначен первым заместителем начальника Политуправления ВМФ. И в том же 1974-м был переведён в ТОФ, где, к сожалению, прослужил не так уж и долго.

Адмирал Захаров



Ещё одним политическим работником Тихоокеанского флота, в честь которого названа улица, стал Михаил Николаевич Захаров. Начинал службу в береговой обороне на Балтике, вскоре после обучения в Машинной школе учебного отряда МСБФ. После чего недолгое время служил на борту самого старого сейчас судна в составе ВМФ РФ - спасательном судне «Коммуна». После чего вернулся снова в систему береговой обороны, где выполнял должность командира 1-го дивизиона артиллерийской бригады БО МСБФ.

В 1932 году перешёл на службу в Морские силы Дальнего Востока, которые в 35-м станут Тихоокеанским флотом. В период с 1933-го по 1937-й служил в 5-м отдельном железнодорожном артиллерийском дивизионе, переброшенном в начале 30-х во Владивосток. В составе дивизиона было три батареи: 1-я, вооружённая 8-дм пушками, 2-я с 6-дм орудиями и 3-я, вооружённая 130-мм артиллерией. Первый этап службы Захарова на Тихом океане закончился в 1943 году. Он вернулся на ТОФ уже после войны, в 50-е годы, где и прослужил на должности начальника Политического управления Тихоокеанского флота до 1971 года. После службы на флоте почти пять лет руководил политическим отделом Военно-морской академии. Окончательно ушёл со службы в 1977 году по состоянию здоровья.

Адмирал Фокин



В центре города тянется улица Адмирала Фокина. Виталий Алексеевич Фокин связал себя с флотом в 1922 году, поступив в Военно-морское училище, которое в 1926 году, за год до выпуска из неё будущего командующего ТОФ, получило имя Михаила Васильевича Фрунзе. Одним из первых мест службы Виталия Алексеевича был легендарный крейсер «Аврора». С 1937 года служил на Северном флоте. В 38-м году попал под репрессии, но в итоге в 1940 году был восстановлен в рядах Военно-морского флота. Во время Великой Отечественной войны участвовал в арктических конвоях, десантных операциях. Был тяжело ранен. В апреле 1942-го назначен на должность начальника штаба Каспийской флотилии, где прослужил до 1944 года. В октябре того же года снова перевёлся на Северный флот, где участвовал в организации проводки конвоев как наших, так и союзников.





С 1945 года служил на различных командных и штабных должностях. С 1953-го вошёл в состав командования ВМФ СССР: начальник Главного штаба ВМФ и первый заместитель главкома ВМФ. И вот 12 февраля 1958 года был назначен на должность командующего Тихоокеанским флотом. На этой должности Виталий Алексеевич прослужил до 1962 года. После этого снова вернулся на должность первого заместителя главкома ВМФ, где прослужил до своей смерти.

Адмирал Смирнов



Следующая «адмиральская» улица находится в Снеговой Пади, она достаточно молодая. Носит имя ещё одного бывшего командующего ТОФ - адмирала флота Николая Ивановича Смирнова. Николай Иванович родился в 1917 году и был ровесником революции. На службу в РККФ попал в 1937 году, а два года спустя окончил ВВМУ им. Фрунзе и в сентябре того же года попал на службу на Тихоокеанский флот. Здесь прошёл служебный путь от штурмана подводной лодки до командира. В 1942 году окончил Высшие специальные классы комсостава ВМФ. В 1944 году после перевода на Черноморский флот на должность командира лодки принимал участие в боевых действиях.



На Черноморском флоте Николай Иванович служит до 1957 года, дослужившись до командующего подводными силами ЧФ. После окончания в 1959 году Военной академии Генерального штаба ВС СССР служил на той же должности, но уже на Балтике. На Черноморский флот вернулся в 1960 году на должность начальника штаба. После этого ушёл в Главный штаб ВМФ СССР, а оттуда уже был назначен на должность командующего Тихоокеанским флотом в 1969-м.

К нам он прибыл в звании вице-адмирала, а в 1970 году получил звание адмирала. В 1973-м стал адмиралом флота. При этом Николай Иванович стал единственным командующим ТОФ, имевшим столь высокое звание на этой должности в истории ВМФ СССР И РФ. Все его предшественники и последователи не поднимались выше адмирала.

Адмирал Горшков



И раз уж зашла речь про совсем высокие звания, то улица, названная в честь Смирнова, пересекается с улицей, названной в честь уже адмирала Флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова. Родился будущий главком в 1910 году в Каменец-Подольском. В юношеском возрасте изначально связал себя с точными науками, поступив на физико-математический факультет Ленинградского университета. Но в 1927 году, под впечатлением о рассказах о военно-морской службе, ушёл на учёбу в ВВМУ им. Фрунзе, которое и окончил в 1931 году с отличием.

Свою службу он начал на эсминце «Фрунзе». На следующий год перевёлся на Тихий океан на должность штурмана минзага «Томск». В 1934 году стал командиром сторожевого корабля «Бурун», а в 1937-м - эсминца «Разящий». В 38-м командовал буксировкой нового эсминца «Решительный» из Комсомольска-на-Амуре. Во время буксировки эсминец и буксирующее его гидрографическое судно попали в сильный шторм. Буксировочный трос лопнул, и корабль был выброшен на камни недалеко от Советской Гавани и разломился на три части. Ни Горшков, ни командовавший тогда ТОФ Кузнецов ответственности не понесли, что довольно странно для того периода. Хотя всё вроде как сводилось к аргументации, которую привёл в докладе Николай Герасимович.

В 1940-м Горшков снова попал на службу на Черноморский флот - на должность командира бригады крейсеров. В этой должности он встретил начало войны, а в сентябре 1941 года в звании контр-адмирала руководил знаменитым Григорьевским десантом. Командовал Азовской военной флотилией, а после её расформирования некоторое время командовал силами 47-й армии, которая обороняла Новороссийск. За всё время Великой Отечественной войны это был единственный пример того, как флотский высший офицер руководил общевойсковой армией.

Конец войны Горшков встретил на должности командира эскадры Черноморского флота. В 1948 году стал начальником штаба ЧФ, а в 1951-м - уже командующим этим флотом. В июле 1955 года стал первым заместителем главнокомандующего ВМФ СССР. А с 5 января 1956 года, и почти ровно на тридцать лет, стал главнокомандующим ВМФ СССР. При нём, как принято говорить, советский флот становится ракетно-ядерным, получив большое количество атомных лодок и надводных кораблей различных классов.

Адмирал Угрюмов



Если все предыдущие адмиралы несли службу только в советское время, то Герман Алексеевич Угрюмов, поступив на неё при СССР, состоял на службе и в Российской Федерации. Родился Герман Алексеевич в первые послевоенные годы, в 1948 году, в Астрахани. В 1964 году поступил в судоремонтное ПТУ № 6 в этом городе, а после окончания работал на судоремонтном заводе имени Чкалова. На службу в ВМФ СССР пришёл в 1967 году. После окончания химического факультета Каспийского высшего военно-морского училища служил в Каспийской военной флотилии.

В 1973 году, будучи командиром большого пожарного катера, отличился при тушении пожара на нефтепромысле, за что был награждён медалью «За отвагу на пожаре». В 1975 году начал службу в системе контрразведки КГБ СССР на военно-морском флоте - в дальнейшем его служба пошла именно под крылом этого ведомства. С 1976 по 1979 года нёс службу в Каспийском училище, которое оканчивал сам, в особом отделе. Там занимался иностранными студентами.

С 1982 по 1992 год нёс службу сначала как заместитель начальника, а потом уже как начальник Особого отдела КГБ Каспийской флотилии. На Тихоокеанском флоте оказался по службе в 1993 году на должности начальника управления ФСК (федеральная служба контрразведки) РФ на Тихоокеанском флоте. Спустя пять лет перевёлся в центральный аппарат ФСБ России, где занимал различные должности. Руководил ЦСН ФСБ, в котором состоят легендарные подразделения «Альфа» и «Вымпел».

За период работы в ФСБ под руководством Германа Алексеевича было проведено большое количество контртеррористических операций на Северном Кавказе. Скончался 31 мая 2001 года на своём рабочем месте, в кабинете в Ханкале, где в тот период размещался штаб российской военной группировки.

хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

И конечно же нельзя не упомянуть заслуги тех, кто служил на Дальнем Востоке, оберегал его, отстаивал и защищал ещё до революции 1917 года. Во Владивостоке есть много улиц, названных в честь «царских» адмиралов.

Самый, наверное, известный для жителей города из этого списка - адмирал Степан Осипович Макаров. Ему в городе установлен памятник, который когда-то стоял на площади Луговой, а несколько лет назад был переустановлен к кинотеатру «Океан».

Адмирал Макаров



Степан Осипович родился в семье морского офицера в декабре 1848 года (по новому стилю это был уже январь 1849 года). В морское училище Степан Осипович поступил в городе Николаевске-на-Амуре, куда переехала его семья, в 1858 году. В начале следующего десятилетия он несколько лет нарабатывал плавательную практику, в том числе и в Первой Американской экспедиции. В 1865 году окончил училище, готовившее штурманов. Спустя два года поступил в Морской кадетский корпус. Во время учёбы там написал первую свою научную статью, а получив после выпуска офицерское звание и назначение на броненосную лодку «Русалка», занялся изучением проблемы непотопляемости кораблей.

В период Русско-турецкой войны 1877-1878 годов командовал пароходом «Великий князь Константин» Судно под руководством Макарова было переоборудовано под базу торпедных катеров, которые с парохода спускались на воду.

Участвовал в Ахал-текинской операции, во время которой обменялся с возглавлявшим экспедицию генералом Михаилом Дмитриевичем Скобелевым георгиевскими крестами.



После командовал различными кораблями, на одном из которых, корвете «Витязь», совершил кругосветное плавание. Бухта Витязь в Хасанском районе была названа в честь этого корабля его офицерами в 1888 году.

В 1890 году вместе с получением звания контр-адмирала получил назначение на должность младшего флагмана Балтийского флота. При его руководстве в связи с угрозой войны с Японией на Дальний Восток были переброшены военные корабли.

С 1899 по 1904 год был командиром Кронштадтского порта и губернатором Кронштадта. Находясь на этой должности, Макаров буквально за несколько дней до нападения японцев предупреждал о недостатках обороны в Порт-Артуре, которыми в итоге японцы и воспользовались.

В феврале 1904 года назначен командиром Тихоокеанской эскадры и вскоре прибыл в Порт-Артур. Погиб на броненосце «Петропавловск», который подорвался на мине. Тело найдено не было.

Адмирал Завойко



Адмиралу Завойко во Владивостоке нет памятника, несмотря на его важность для истории города. Когда-то он был, и историки уже много лет просят восстановить историческую справедливость. Помимо улицы, у нас в городе стоит постамент от его памятника - сейчас на нём установлен памятник Лазо. У Корабельной набережной ошвартован корабль-музей «Красный вымпел», носивший раньше имя «Адмирал Завойко».

Родился будущий адмирал в Полтавской губернии в самом начале XIX века. В 1819 году поступил на учёбу в Черноморское штурманское училище. На следующий год был произведён в гардемарины. В 1921 году отправился в своё первое плавание на бриге «Мингрелия», которым в то время командовал капитан-лейтенант Михаил Николаевич Станюкович. После окончания училища долгое время служил на Чёрном море, где принимал участие в Наваринском сражении в должности командира батареи пушек на фрегате «Александр Невский».

В 1833 году в звании лейтенанта был переведён на службу на фрегат «Паллада», в команду Павла Степановича Нахимова. В период 1834-1836 годов участвовал в кругосветном плавании из Кронштадта на Камчатку и обратно. Во время перехода посетил Микронезию, Русскую Америку и, собственно, Камчатку.

В 1840 году перешёл на службу в Российско-американскую компанию на должность начальника Охотской фактории. За время работы в компании снаряжал несколько экспедиций, в том числе и для организации новых портов на Тихоокеанском побережье. В дальнейшем некоторое время был на должности начальника Аянского порта.

В 1849 был назначен исполняющим должность военного губернатора Камчатки и командира Петропавловского порта. За время его руководства порт рос, штурманское училище было переведено из Охотска в Петропавловск. Под его руководством велась оборона Петропавловска в Крымскую войну. Несмотря на первые успешные действия в обороне, Петропавловск всё равно был полностью эвакуирован. На корабли грузили людей, боеприпасы, провиант и остальное необходимое. Даже часть дверей и окон забирали с собой. После укрепления всё было полностью уничтожено, город сожжён, а организовавшаяся эскадра двинулась к устью Амура. Именно этой эскадрой, а точнее, её личным составом, под руководством Завойко на месте Николаевского поста был основан город Николаевск (современный Николаевск-на-Амуре).

В 1856 году Завойко переводится на новое место службы в Петербург, где до конца своих дней занимался написанием книг и обучением молодых офицеров.

Во Владивостоке ещё при царе адмиралу был установлен памятник, смотревший на Золотой Рог. Но в советское время скульптуру адмирала сначала оставили без головы и обшили деревянным саркофагом, а после вообще убрали и поставили памятник Сергею Лазо. Хотя большевики старой закалки были против такого, так как считали, что для Лазо нужно своё место, а не ставить его на чужой постамент. Но их не услышали.

Адмирал Невельской



Один из самых известных адмиралов во Владивостоке - это, конечно, Геннадий Иванович Невельской. Его именем в нашем городе названа не только улица, но и Морской университет, а на улице Светланской стоит памятник ему, открытый ещё в конце XIX века.

Родился Геннадий Иванович в Костромской губернии в 1813 году. В 1829-м поступил в Морской кадетский корпус, во время учёбы в котором увлёкся географией Дальнего Востока. После окончания корпуса в звании мичмана поступил на учёбу в Офицерские классы, которые окончил в 1836 году, получив звание лейтенанта. В первые годы службы на флоте в дальних плаваниях Невельской не участвовал. И вот в 1846 году буквально напросился на должность командира транспорта «Байкал». Добивался он этого не просто так: транспорт должен был отправиться на Камчатку, на так интересовавший Геннадия Ивановича Дальний Восток.



И здесь, на берегах Тихого океана, Невельской начал активную исследовательскую деятельность. Ему удалось добраться до устья Амура и войти в него. Также под его руководством были открыты новые территории.

Во время второго визита на Дальний Восток Геннадий Иванович действовал вопреки распоряжению руководства, которое запретило работу в устье Амура. Невельской проигнорировал эти распоряжения, чем вызвал недовольство в правительстве России.



В дальнейшем Невельской жил между Петербургом и Дальним Востоком. Экспедиции под его руководством тщательно изучили устье Амура, Татарский пролив и Амурский лиман. Помимо этого, были изучены побережья Уссурийского и Амурского края, остров Сахалин.

Во второй половине 1850-х годов Геннадий Иванович окончательно вернулся в Петербург и отошёл от участия в плаваниях, занимаясь уже другими вещами, отличными от авантюризма первопроходцев.

Военные и морские

На карте нашего города есть улицы, чьи названия также связаны с высшими военно-морскими офицерскими званиями. Например, улица Адмиральская появилась на Русском острове в строящемся ЖСК недалеко от кампуса ДВФУ. Есть остановка «Капитанская», улицы 1-я Морская и 1-я Флотская. Две улицы в нашем городе носят фамилии погибших при обороне Севастополя в Крымскую войну адмиралов: Нахимова



и Корнилова,



а в Трудовом есть улица Адмирала Ушакова.



Что интересно, улица Станюковича, названная в честь писателя Константина Михайловича, тоже косвенно связана с военно-морской темой. Во-первых, сам Станюкович служил на флоте. А во-вторых, его отец, Михаил Николаевич Станюкович, дослужился до звания адмирала.

с

Памятное, Военное, Приморское, Историческое

Up