Из зимы в лето и обратно (часть 1)

Feb 20, 2022 16:13

Отметить юбилей очередным Большим Зимним Путешествием решил еще осенью. С выбором направления пришлось поломать голову - в нынешних условиях вариантов остается не так много, увы. С самого начала решил - ехать в разгар зимы обязательно нужно куда-то в теплое место. Отдохнуть от снега, мороза, отдохнуть от ледяных трасс. Зарядиться видами цветущей природы - так, чтоб хватило до весны. Погреться на солнце - есть же такие места, где тепло, даже жарко в феврале.
Мест таких, конечно много - но даже среди них выбрать оказалось непросто.

Подготовка

Рассматривал варианты разных далёких южных островов, куда можно попасть относительно легко, куда есть прямые перелеты и несложно оформить визу... - останавливала стоимость перелетов. Билеты на разные Канары - Мальдивы начинались от 20.000 и дальше в один конец - это значило, что одна только логистика (на двоих) съест в бюджете поездки больше 100 тысяч, а отдавать большую часть бюджета только на перелет было совсем неприемлемо. Рассматривал ещё и такое банальное направление, как Турция - смешно прозвучит. но я никогда не был ни в Турции, ни в Египте, которые для многих как бы уже не совсем и заграница. И там, и там вполне можно отыскать нетуристические, незаезженные места и маршруты... - остановила нестабильность: планировать поездки туда за пару месяцев было бы как минимум недальновидно.

Стоит отметить - конечно, был вариант отдыха в Крыму (жене хотелось в Ялту). Да, но нет. Крым попросту не люблю. Совсем и независимо от... - я бы не поехал туда и до 2014-го. В Крыму (в советское время) я не просто бывал - довелось даже жить там три месяца, и уже тогда мне это место активно не понравилось и возвращаться туда никогда не хотелось. Окончательно укрепился в решении, прочитав пост о недавнем путешествии туда френдессы mona_cenia и в очередной раз поняв - оно того не стоит.

В окончательном выборе маршрута помогли два момента.
Первый - это посты френдессы kryjevo, часто посещающей юг России - читать описания этих поездок всегда интересно и познавательно). Второй - это прошлогодний отпуск среднего сына, который в январе 2021-го летал отдыхать в Сочи с заездом в Абхазию. По его рассказам и фото выходило - отдыхать на черноморском побережье зимой имеет смысл. И еще я подумал: а если перевернуть его маршрут? Не Сочи с заездом в Абхазию - а Абхазия с заездом в Сочи?..
Идея показалась интересной - на ней и решил остановиться.





Долго решал, чем добираться - машиной или самолётом. Самолёт, конечно, был удобнее - есть прямые рейсы из Пскова, а из Питера так и вообще несколько раз в день туда и обратно. Но был и существенный минус. Мы, конечно же, не собирались сидеть на одном месте - поездки у нас всегда познавательные, с осмотром интересных мест - а значит. на месте обязательно нужна была машина. Опираться на общественный транспорт в таких поездках неудобно - он идет не совсем туда и не совсем тогда, когда тебе хочется, плюс постоянная привязка к расписанию.

Конечно, можно было бы взять машину напрокат на месте - положительный опыт такого варианта уже есть. Прокатных фирм в Сочи полно, выбор авто в несезон просто огромный, а цены на аренду как бы не ниже, чем в Калининграде. Но, почитав отзывы, от этой идеи отказался. Слишком уж много было замечаний о том, что прокатные фирмы постоянно разводят клиентов на ремонт повреждений, которые клиент не заметил при получении авто и которые как бы возникли в процессе эксплуатации. Незабываемым был рассказ человека, взявшего напрокат бюджетный Рено-Логан на 4 дня за 10 тысяч рублей - а при возврате абсолютно целого авто ему насчитали повреждений еще на 80 тысяч, которые он после долгих разборок в разных инстанциях вынужден был все-таки заплатить.
Проверять на себе, так ли это, совершенно не хотелось. Тем более, мы собирались в горы, где риск повреждения машины по сравнению с ездой по равнинам многократно возрастал. Поэтому приняли решение - едем своей машиной.

Расстояние в один конец было немаленьким - 2.400 км. Решил разбить его на части - как туда, так и обратно. Конечно, найдутся те, кто скажет: да ладно, это вполне можно проскочить без остановок!.. Может быть! - но, во-первых, я ехал отдыхать, и мне не хотелось ставить рекорды выносливости. Во-вторых, такие расстояния можно преодолеть одним ходом на скоростных и комфортабельных машинах - в моем же распоряжении была всё та же Лада Гранта с не-скоростным 87-сильным 8-клапанным движком; по сути, вообще машина, рассчитанная на режим "город-пригород" и не заточенная к броскам на такие расстояния. Машину следовало поберечь и сильно не напрягать, дабы она вообще доехала туда и обратно без потерь, да и самому в отпуске не хотелось сильно напрягаться.

Маршрут рассчитал так. Первый ход будет самый длинный, на свежие силы - до города Павловска Воронежской области, это от дома 1.500 км, с обходом Москвы по дальнему кольцу А-108. В Павловске первая ночевка, оттуда вторым ходом идем до Сочи, это примерно 900 км, из которых 180 км незнакомой горной дороги, но решил, что справлюсь. Дальше две ночевки в Сочи, оттуда заедем в Красную Поляну (без ночевки), оттуда сразу на границу и в Абхазию. В Абхазии решил остановиться на шесть ночей, а для проживания выбрал очень правильное место - гостевой дом в деревне Анухва, на склоне горы прямо над Ново-Афонским монастырем и с видом на Черное море. Получалось, что юбилейную дату встречу именно там - и это показалось (и оказалось) очень правильным. Оттуда было удобно совершать недальние ежедневные поездки в любые примечательные места Абхазии, ну и сам по себе отдых в этом месте казался (и оказался) очень привлекательным.
Обратную дорогу разбил на ещё меньшие отрезки - опять же, хотелось ехать спокойно, не напрягая ни себя, ни машину, плюс обоим (жене особенно) хотелось, пользуясь случаем. посмотреть ещё и те регионы страны, где мы никогда не бывали - или бывали, но осмотрели далеко не всё. Поэтому маршрут получался такой: из Абхазии до Ростова-на-Дону (600 км) - одна ночевка, из Ростова-на-Дону до Воронежа (600 км) - вторая ночевка, от Воронежа до Брянска (500 км) - третья ночевка, от Брянска до Смоленска (250 км) - без ночевки, и от Смоленска до дома (450 км) - уже просто ходом.

Дорога

Выехав вечером, ночную часть пути до Москвы дошел в обычном рабочем ритме. Временами казалось, что это просто очередной рейс, только почему-то на легковой машине). Местами было скользко, под Москвой было ещё и холодно - до минус 16, и на ощущениях не верилось, что скоро попадём в настоящее тепло. Москву удалось обойти до утренних пробок - даже на дальней окружной по утрам они вполне возможны. Выскочив на трассу М4, вздохнул с облегчением - дальше до первого ночлега шла практически ровная прямая. Тормозили только пункты оплаты - М4 платная почти вся, от Москвы до Краснодара. Один пункт оплаты мы объехали в Московской области, еще как минимум один - в Воронежской. Помог советом хозяин гостевого дома в Павловске, подсказавший нам уйти с большой трассы километров за 40 до Павловска, а дальше тоже не выходить на магистраль, а идти параллельно ей, через Верхний Мамон. По его словам, таким способом можно было объехать то ли один, то ли два пункта оплаты, а ещё - платный мост через Дон. Так и поступили, и, наверное, сэкономили - тем не менее, на пунктах оплаты оставили что-то около 1.700 рублей.

Переночевали отлично. Номер в гостевом доме Павловска оказался комфортным и где-то даже избыточно большим - 2 спальни, кухня, прихожая, санузел. В стоимость входит завтрак - хозяин просто кладет в холодильник набор продуктов. которыми с утра можно подкрепиться, а цена за всё это по нынешним меркам более чем адекватная - 1.400 рублей. Сюда отлично приезжать даже не для промежуточного короткого ночлега. а для длительного отдыха; кто поедет в эту сторону, смотрите в Букинге гостевой дом, названный просто по адресу - 1 мая, 50. Вот только в самом Павловске смотреть, увы, совершенно нечего. Украшение центра - новодельная скульптура апостола Павла, первые этажи зданий главной улицы - сплошь магазины... и как-то всё. Поэтому ограничились только ночевкой и рано утром двинулись дальше.



Без происшествий, увы, не обошлось - уже недалеко от Ростова заметил, что растет температура охлаждающей жидкости. Сразу мелькнула мысль - куда-то уходит антифриз. Тормознул, течь нашел сразу - потёк радиатор, при циркуляции и высокой температуре антифриз из одной из сот просто хлестал небольшим фонтаном. Сервисов на М4 полно, доливая антифриз, доехал до посёлка с красивым названием Рассвет - сервис там был, и он ещё и оказался открыт в воскресенье. Весь ремонт занял около трех часов: сняли радиатор, привезли из Ростова новый, поставили, залили свежий антифриз. Всё вместе - работа, доставка, сам радиатор и антифриз - обошлось в 12.500 рублей.



Конечно, это было неприятно - тем более, в самом начале - но всё же не настолько. чтобы сорвалась вся поездка. Это радовало, гораздо хуже было то, что на серпантин от Джубги не получалось хотя бы зайти в светлое время суток - если бы не радиатор, вполне мог бы успеть. Темнота наступила как-то странно, скачками - из-за этого границу холода и тепла визуально не заметили, лишь обратили внимание, что где-то в районе границы Ростовской области и Краснодарского края снег по обочинам трассы исчез совсем. Ближе к Краснодару перестали попадаться пункты оплаты - но испортилась и дорога, временами приходилось лавировать между приличных ям прямо в полосе. А за Джубгой въехали на серпантин.

Наверно, те, кто ездит здесь часто, не видят в этой дороге ничего особенного. Когда же едешь здесь первый раз, трасса кажется с непривычки весьма жесткой. Практически нет прямых, сплошь крутые повороты вплоть до разворотов на 180 градусов - и всё это еще и при постоянных спусках-подъемах, иногда очень крутых. При этом местные водители стараются держать здесь еще и приличную скорость и ездят напористо и временами просто нагло, прижимаясь к бамперу и не давая возможности подумать и сориентироваться, тем более, в темноте. В результате пройдя половину, порядочно устал. Выручали грузовики - здесь ходят и коллеги на фурах, то ещё занятие, зачастую чтобы вписаться в поворот, им нужна была вся дорога, обе полосы. Едут они, конечно, медленнее, тормозя весь поток - хотя бы тогда появлялось время хоть как-то сбросить напряжение и идти спокойно.

И ещё выручила невольная пауза из-за крупной аварии. На одном из мостов стояло сразу 7 разбитых машин. Говорили, что гололёд... - не было там никакого гололёда, просто кто-то таки не справился с управлением, зацепил самосвал, отлетел от него и пошел цеплять как кегли всех, до кого добрался. Так они и стояли там, на расстоянии друг от друга, у кого разбито спереди, у кого сзади, у кого сбоку.

Сочи

Начало Большого Сочи с непривычки трудно определить. Кажется, он начинается где-то у Лазаревского, там огромный пост ДПС, где проезжаешь через целую толпу в форме - на дороге стояло человек наверно 10 инспекторов. Дальше идет сплошная населенная зона, города и поселки здесь давно срослись границами. До центра Сочи ещё десятки километров, но едешь уже сплошь по улицам среди домов, магазинов, пансионатов... - исключение разве что горный перевал перед Дагомысом. Навигатор (как и во всех поездках и рейсах, пользуюсь программой Maps.me) точно привёл к отелю, заезд в который был не слишком очевиден, сам бы мог вообще не найти. Отель назывался "Пеликан", 3 звезды, номер-люкс и первая линия - хотелось просыпаться по утрам и начинать день сразу с вида на море.
Так и получилось).



Чем отличается зимний отдых в Сочи - от летнего? Очень немногим. Конечно, не выкупаешься в море. Конечно, не так тепло, как летом: температура воздуха в феврале 2022-го была плюс 8-12 градусов, а воды плюс 10-11. Зато остальное - всё включено. Море - есть, пальмы и кипарисы - сколько угодно, зелень вокруг - тропическая. И огромные плюсы: туристов мало, мест в кафе, ресторанах, отелях, на парковках - полно. Можно спокойно осмотреть город - без толчеи, без суеты, без лишнего шума.
А перед выходом в город можно долго смотреть на панораму из номера. Может быть, не слишком красочную,, но... после вчерашних сугробов в Павловске чуть не по пояс, после подмосковного мороза, после обледеневших трасс Северо-Запада - вот так сидеть на балконе без куртки и свитера и смотреть на море... всё же это дорогого стоит.



Против обыкновения, на Сочи я не строил никаких особых планов - куда пойти, что посмотреть. Было не так важно - город почувствовать вполне можно, просто гуляя по нему весьма произвольно. Тем более, что все обзоры как-то ничего особо яркого и не подсказывали. Морвокзал, набережная, обзорные площадки... Жене хотелось попасть в местный дендрарий - ну и почему бы с него и не начать?..

Сочи по первым ощущениям показался очень... московским городом. Не по типу архитектуры, конечно, а по общему принципу. Вот это вот московское "дорого-богато-напоказ" здесь соседствует с "было-бы-практично-и-функционально", а по-настоящему спокойные и уютные уголки - они есть, но их надо искать, прямо как в столице. Очень много московского шума - но есть и места, куда от него можно спрятаться, их находишь, даже толком не зная город. Очень много чисто московского драйва и размаха, только вписанного в непривычную местность - этим можно наслаждаться, кому такое нравится, и от этого несложно уйти, пройдя или проехав пару кварталов. Похожи и дороги - через город и вокруг него здесь проложены скоростные путепроводы с тоннелями и многоуровневыми развязками, а, съехав с них, попадаешь в узкие и тесные улочки, где машины паркуют вдоль обоих тротуаров в два ряда, оставляя для проезда один узенький коридор. Выручают платные парковки, к счастью, в межсезонье на них всегда есть места, а плата не слишком высокая - на парковке в самом центре за полдня мы отдали, кажется, рублей 300.
И ещё, как и в Москве - очень, очень много дорогих машин.



Сочинский дендрарий - отличное место. Лучше и не придумаешь, чтобы отдохнуть от морозов, льда и заснеженных панорам.



Не знаю, как здесь летом, но и зимой здесь полно благоухающей зелени, ярких красок, расцветающих растений.



То, что надо для релакса - очень много яркой, непривычной красоты. И очень мало людей.



Когда попадаешь сюда в первый раз, гуляешь среди тропических растений, отдыхаешь среди клумб, всё время нереальной кажется вот эта мысль: это точно февраль?..



Такие парки есть во многих городах, но они не всегда попадают в точку. Где-то слишком пафосно и заорганизованно, где-то слишком запущено и бедно, где-то слишком обычно и просто, где-то элементарно пусто. Сочинский дендрарий в этом плане хорош - сбалансирован почти идеально. Здесь, красиво, чисто, уютно, не слишком пафосно, уж точно не бедно и - познавательно.



Из дендрария направились в центр. Целью было пообедать; как таковой местной кухни в Сочи вроде бы нет, а намеченные рестораны были еще впереди, поэтому изначально в Сочи решил ориентироваться на сеть простых столовых под названием "Сели-Поели", о которых пишут, что здесь недорого, вкусно и питательно. Попробовал подъехать поближе (Советская 42\1) - куда там, даже остановиться поблизости абсолютно негде. Выручила платная парковка у Комсомольского сквера, на углу Курортного проспекта и улицы Воровского; будете в Сочи на машине, рекомендую. Столовая оправдала ожидания: простенько. но вкусно и питательно. а чек на двоих за два полных обеда вышел что-то около 800 рублей.
Пообедав, прогулялись немного по пешеходному променаду - улице Навагинской. Хорошо тут)...



И отправились на набережную.
И вот сочинская набережная, на мой взгляд - главный трэш центрального российского курорта.
Уже есть с чем сравнивать курортные места, не буду перечислять. но давно уже не приходилось сталкиваться с таким: чтобы попасть в какое-то место. надо сначала прорваться через толпу зазывал.
Думал, такое уже в прошлом - ан нет.

- Яхты, яхты, катания на яхтах, прогулки по морю!.. - с такими воплями к нам по очереди, без преувеличения, подбегали десятка полтора раз, пока мы только шли от парковки до берега моря. Предлагали очень назойливо, только что не хватали за руки, и простым отрицательным жестом не всегда удавалось отделаться. Это сразу подпортило впечатление от места. Тем более, я знал из просмотренных видеороликов, что соглашаться не стоит: во первых, именно здесь это неадекватно дорого, во-вторых, все эти яхты маленькие, их здорово качает, и удовольствие от таких прогулок вряд ли получишь, а вот приступ морской болезни (с непривычки) - наверняка.



А ещё здесь очень шумно.
Шум моря всё время перебивается... музыкой.
Она везде. Из распахнутых дверей и окон кафе и ресторанов, облепивших всю набережную. Из караоке-баров. Её играют вживую. В одном месте изо всех сил колбасился ди-джей, крутя диски (в полном одиночестве), а в самом начале морского променада под хип-хоповую фонограмму наяривал скрипач - причем колонки у него были такой мощности, что даже человеку, наблюдавшему и слушавшему с расстояния трех метров двухчасовой концерт Мастеров Хаоса, находиться вблизи источника звука было достаточно некомфортно.



Конечно, часть всего этого компенсируется - морем.
Не знаю, всегда ли здесь зимой море такое бурное, но весь декабрь-январь сочинские видеоблоги то и дело рассказывали о постоянных сильных штормах и разрушениях. О том, как в Лоо накануне нашего приезда поразбивало набережную, я смотрел не один раз. Конечно, то, что мы увидели, на серьезный шторм вряд ли тянет, но впечатление производит - на Балтике такого видеть вроде бы не приходилось.

image Click to view



Ну тогда пусть будет - на память!..



Сочинская набережная (её прогулочная часть) достаточно длинная - около 7 километров. Мы прошли туда-обратно примерно 2 с половиной, дальше не пошли - увиденного нам хватило.
Такой ощущение, что здесь в самом разгаре российские 90-е. Сплошной китч, попс, аляповатые вывески. Зазывалы, попрошайки - стоило мне отойти в сторону пофотографировать, к жене тут же пристал какой-то обморок, выпрашивая сперва сигареты а потом мелочь. Вмешаться не успел, обморока послали раньше (и он пошёл) - но сам факт.

Сама набережная откровенно не шедевр курортной архитектуры - опять же, есть с чем сравнить. Позади неё - привычные приморские отели первой линии с очень невысокими рейтингами (многие из них смотрел на Букинге). непосредственно променад - это сплошные ряды баров, сувенирных лавок, магазинов, торгующих всем подряд, от одежды и местного пива до всяческой нужной и ненужной дребедени. Причем торговые ряды эти выстроены так. что местами совершенно заслоняют море, и, проходя в двух десятках метров от его берега, чувствуешь, что попал на какой-то провинциальный российский вещевой рынок. Архитектура и ассортимент здесь прямо оттуда.



Время от времени море всё-таки показывается, и да, это красиво.



А оборачиваешься - и упираешься в местную реальность.



При этом - всё сочинско-московское "дорого-бохато" осталось где-то там, в центре. Вокруг курортного проспекта. В районах дорогих отелей. А здесь - здесь всё дешманское, местами даже облезлое и кое-как.



Не сразу, но начали постепенно замечать: под стать набережной и публика. Очень много бесформенных тёток в спортивных костюмах, плохо одетых мужиков, небрежно плюющих себе под ноги. Даже молодежь здесь, на набережной - не продвинуто-стильная, какой много в центре, а больше похожая на обычную гопоту.
Подумали, с нас хватит. Пошли отсюда.

Сказал жене: это надо всё срыть. Просто вот пригнать бульдозеры и срезать, чтобы следов не осталось от этого трэша. И взамен построить - новое, чистое, светлое. Красивое и современное. Примеров и образцов масса - Сопот, например. Пярну. Многие места в Скандинавии, где я не был, но видел обзоры тревел-блогеров. Даже Зеленоградск. Даже Юрмала - вот прям в том виде, как она сейчас - и то приятнее. И намного.
Жена подумала и ответила: нет. Ничего тут не сроют. И нового строить не будут. Потому что незачем. Пипл не поймёт. Тот пипл, который сюда едет, он это хавает, и другого ему не надо. Не поймёт и не одобрит.

Не знаю. Может быть, я ошибаюсь. Может, мы недостаточно прошли, не всё увидели. Может, где-то дальше по набережной есть другая картинка. Но то, что увидели - оно вот так. При этом мы вроде нормальные люди, не отмеченные снобизмом. Просто мы уже не раз и не два видели, как это можно сделать. Как это должно выглядеть. Как это может соответствовать времени и месту. Как с помощью совсем простых и недорогих архитектурных решений можно построить будущее уже сегодня.
Сочинская же набережная безнадёжно провалилась в прошлое, при этом ещё и оторвавшись от остального городского массива, который местами как раз вполне современен. Причем провалилась ещё и в далеко не лучшие времена этого прошлого. Не в ретро (что бывает даже неплохо). А куда-то прямо в эпоху перемен - с нестабильностью, кое-какерством и китчем. Увы.

... Вернувшись к машине, выезжаем на Курортный проспект. Отправляемся в Адлер - на вечернее шоу Поющих Фонтанов.
Вовремя дома не посмотрел расстояние - на шоу чуть не опоздали. Проводится оно каждый день, длится час (время начала надо смотреть на сайте - его постоянно меняют), а проходит в Олимпийском парке Адлера, от сочинского Морвокзала до него больше 30 километров. Вечером ещё и можно встрять в пробки, как в любом городе мира. Заезд в Олимпийский парк слегка так ошарашивает. До самого въезда всё хорошо - скоростная магистраль, много развязок, но везде четкие указатели, не заблудишься и без навигатора. А вот когда переезжаешь через небольшой виадук над олимпийской трассой "Формулы-1" и заезжаешь на территорию - то словно попадаешь в компьютерную игру типа Форсаж или GTA.

Указателей на территории - нет. Сплошное асфальтовое поле, где расположены разные громадные спортивные объекты. Между ними хаотично на приличной скорости носятся машины - где-то по проложенным дорожкам, где-то без них, прямо вдоль внешних стен огромных стадионов. Доехать до фонтанов проще всего так: увидел Олимпийский факел - держи на него. При этом постоянно видишь заблудившиеся машины - упершиеся в какие-то тупиковые проезды и выезжающие задним ходом. Сам доехал не с первого раза - уперся не в ту парковку, а охранник сказал: это не здесь, а где, я не знаю.
В общем, на фонтаны еле успели, зато...
Зато само шоу, при кажущейся банальности - впечатляет, и впечатляет сильно.
Особенно когда подойдешь поближе.
Думали, посмотрим немного да поедем. А простояли там до самого конца.
Это очень красиво. Будете в тех местах, не пропустите.

image Click to view



Фонтанами день не закончился - вернулись из Адлера в центр Сочи, успели ещё в гипермаркет "Море-молл". Гипер понравился, даже жалели, что поездка не вещевая: цены не сильно высокие, еще и было много скидок то в одном, то другом магазине. Но на хождение по магазинам уже не было ни времени, ни сил - ограничились продуктами на вечер.



А засыпать в отеле под шум морского прибоя необыкновенно хорошо. Конечно, это не палатка на Хийумаа ))... - но сойдёт. Да и просыпаться с видом на море и с ощущением, что весь отпуск ещё впереди, тоже неплохо).



(продолжение следует)

трасса, путешествия

Previous post Next post
Up