Интервью с Андреем Чежиным

Jun 20, 2011 21:57


Совсем недавно, при странных обстоятельствах, я очутился в Музее канцелярской кнопки. Папа Карло, надзирающий внутреннее пространство сей чудной каморки, оказался известным фотографом Андреем Чежиным. Он предъявил несколько закнопленных символов мужества в собственных саркофагах и любезно согласился на интервью. Единственной оговоркой, крикнутой в пространство коридоров, в которые я, впечатленный, удалялся, было, чтобы вопросы были жестче. Связано это, по всей видимости, с тем, что жизнь и вправду жестче, жизнь жестче




Алек Петук: Кем Вы себя ощущаете в свои неполные 16 лет: художником, фотографом, предпоследним хранителем последнего, режиссером, генеральным директором кнопки или, может, «Царственным»?

Андрей Чежин: Я себя ощущаю все-таки художником, хотя все определения в вопросе ко мне подходят, главное - выбрать, и это на самом деле, не хочется делать, так как этим должны заниматься искусствоведы. Тема генерального директора мне подходит, «Царственный», думаю перебор, хотя сама по себе идея «Царства кнопки» мне интересна, и я готов быть бы кем-то в этом царстве.

А.П.: Вы знаете, я готовился к нашей цифровой встрече и прочитал Ваши предыдущие интервью и публикации, спешу обрадовать: в моем блоге дозволены следующие слова: «член», «ебать», «инновации» и даже «Чубайс» и «Гайдар»; вот такая легкость постбытия…

А.Ч.: В своих интервью, я готов использовать все эти выражения, главное, как всегда, если это к месту, и добавляет некий раж без дополнительного комментария.

А.П.: Дорогой Андрей, а есть ли место фаллическому в Вашем творчестве?

А.Ч.:Я не «Дорогой», хотя пытаюсь продаваться за дорого. Фаллическое естественно присутствует в моем творчестве, самое смешное, что, по-видимому, это занимает одно из главных мест, если не сказать - самое главное (если хочется продолжить, я готов прописать и прорисовать, различные комментарии)

А.П.: Думаю прорисовать здесь стоит, потому как, во-первых, Вы художник, а, во-вторых, наши читатели только этого и ждут…

А.Ч.: На самом деле, фаллическое всегда присутствовало во всех видах искусства, начиная от древних греков, именно там и зародилась идея фаллического символа, вернее сказать оформилась, так как зародилась еще раньше. А утренняя эрекция - это подтверждение, или начало всего и вся. Конечно, я тоже подвержен этому началу, как впрочем, и концу.

Естественно, в такой ситуации, крайне необходимо было сделать какие-то произведения на эту тему. Само собой они и сделались. Один из любимых проектов - это посвящение Роберту Меплторпу. Я очень люблю его фотографию, на которой изображен мужчина без лица, с длинным членом, вылезающим из ширинки. Главное даже не в длине члена - сама фотография сделана очень классно и стильно. Серый костюм, серая кожа и рук и члена, фотография черно-белая. На одной из вечеринок в Вашингтоне, я предложил своему дилеру сделать фотографическую акцию - купить бананы разных размеров, и фотографировать с ними разных людей, естественно без лиц, и мужчин и женщин, понятно, что мужчины должны были выбирать банан в нужной им пропорции и вставлять его в расстегнутую ширинку. Женщины могли как угодно использовать и банан, и свои возможности. Получился забавный проект, естественно рядом существовала репродукция самого произведения.

Как только у меня появился фотоаппарат «Горизонт», новой конфигурации, я придумал, как можно при его помощи из любых вертикалей делать фаллические объекты, я занимаюсь этим в основном, когда путешествую за бугром.

Ну, и без сомнения, в моем «Музее канцелярской кнопки» присутствует несколько фаллических объектов-трансформеров, они живут в музее своей жизнью, иногда доставляя удовольствие посетителям.

А.П.: Как известно из методической литературы, 50 особей женского полу - только первый юношеский разряд, немногие (так навскидку вспомню наверное только Чарльза Буковски) могут похвастаться высокими достижениями на этом поприще, а для современного художника это чуть ли не самое главное. В Вашем отношении, чем можете похвастаться? Или Вы не дотянули даже до известного афро-американского исполнителя deep-кантри А.С. Пушкина?

А.Ч.: Самое смешное, что количество, здесь не главное, все-таки для меня тема  оргазма, это главная тема, поэтому, задача простая, придумать идею, потом ее реализовать, испытать при этом оргазм, и успокоиться, до того времени, пока не придумается новая идея, а, как известно идеи придумываются из «сора» (А.Ахматова). Без сомнения можно было бы и не указывать автора, но я не знаю аудитории. О достижениях говорить не буду, да это и бессмысленно, еще бессмысленнее хвастаться на эту тему, но думаю, А.С.Пушкина не просто так убил Дантес, особенно, если посмотреть, куда он все-таки стрелял (в яйца), что тоже не явно, но думаю, преднамеренно. При всем при том, я очень люблю нашего главного поэта, практически «Наше все», но как говорится « на именно его он был нечист».

А.П.: Поговорим о кнопке и музее… Почему именно музей кнопок? Современный культурный дискурс диктует скорее Музей мертвых голубей.

А.Ч.:Ну это по-моему совсем понятно. Без сомнения, музей мертвых голубей - это красиво, тем более много возможностей их собирать, благо, что чердаков в Питере уйма.

Но все-таки, я считаю, что любому художнику необходим объект, с которым он будет работать, для меня сложился этот объект, и этот объект под названием «кнопка». Меня сейчас не интересует культурный дискурс, точнее мне важен подход к работе с материалом, если меня удовлетворяет тема, то дальше я готов работать, если не удовлетворяет, то увы.




А.П.: В первые секунды внутри Музея я почувствовал, что миры Пелевина плотными слоями входят в мою жизнь… Откуда все эти странные вещи, участь которых - быть закнопленными?

А.Ч.: Сразу же скажу, Пелевин, не самый мой любимый автор, без сомнения, я слушал его произведения по радио, в исполнении Маковецкого, мне это нравилось.

Но сегодня, я не могу, да и не хочу, слушать его другие произведения, может быть они и нравятся кому-либо, но не мне…

А.П.: А чьи произведения хотели бы слушать? или может даже читать (по слухам какие-то смельчаки еще печатают книги)…

А.Ч.: Сам готов читать Достоевского, Набокова, в основном русскоязычного, Хармса, Гоголя.

Забавно, что с Гоголем тоже есть аллюзии, именно с «Носом». Я делал проект, посвященный Даниилу Хармсу. Черный юмор и всякие смешные ассоциации.

Так вот, в одной из серий, а это были исключительно портреты людей из ателье, фото на документы, на лицах женщин я оставил только губы, и соответственно у мужчин только носы. «Нос» - это исключительно питерское произведение, и понятно с чем он ассоциируется.

Естественно, есть смельчаки, которые печатают книги, но думаю, это больше для куража, сам же я последнее время читаю либо церковные книги, либо мемуары, романы не готов.

А.П.: Пробовали кнопить себя и коллег? Кого бы закнопили из медийных персон и выставили на всеобщее обозрение?

А.Ч.: Себя кнопил. Коллег не пробовал, может быть кого-то надо было. О медийных персонах говорить не хочется, хотя все уже так или иначе обкноплены

А.П.: Я тут подумал, если нам всем (а это примерно 7 млрд. всех) немного напрячься и закнопить всю Землю… из космоса вся конструкция будет напоминать Звезду смерти из американских Star Wars. Вы, в свою очередь, готовы ли возглавить сей дивный перфоманс и стать ведущим Дарт Вейдером, или Вам ближе сверхсексуальный Остин Пауэрс?

А.Ч.: Без сомнения, готов. Но проблема простая. Кнопок не хватит, даже, если наша славная промышленность будет клепать только кнопки для обкнопления Земли.

А.П.: Вспомним же о золотом Буратино в золотой клетке, что это за старинная даоская техника, ведь известно, что на Руси издревле кнопили снаружи молдавские мастера, в случае же с Буратино имеет место внутренее закнопление мантрой, так?

А.Ч.: Буратино, это личное, то, что он в золотой клетке, это стечение обстоятельств, случайно купил за недорого клетку и посадил его туда. О мантрах и молдаванах ничего не скажу, так как об этом не думаю, да и не хочу играть с этой темой. Внутренние проблемы меня волнуют только по мере обкнопливания очередного объекта.

А.П.: Если о молдаванах не хотите, может быть расскажите о Молдавии? … мне кажется там хорошо, тепло и там определенно яблоки…

А.Ч.: Там не только хорошо и яблоки, там еще есть вино,  в советское время, когда я учился в институте, друзья привозили вино канистрами, о французском мы могли тогда только догадываться, и с удовольствием пили «Пино», «Каберне» молдавского разлива.

А.П.: От вопросов культурно-творческих перейдем на стезю общеполитическую, как смотрит мировое сообщество, и, в частности Международный суд по правам человека в Гааге, на заключение Буратино в клетку? Вы не боитесь, что, в конце концов, во всем обвинят Путина и в Россию введут синие каски для известных миротворческих целей и моментального восстановления демократии?

А.Ч. Принципиально не хотел бы  решать свои и чужие проблемы в различных судах, и в частности Международных. Заключение Буратино в клетку это мой личный жест, а МедвеПуты здесь вообще не при чем, и дерьмократия  бывает разной.





А.П.: Вернемся к Чежину фотохудожнику, меня волнует вот какой вопрос - интересует ли сегодня какого-то в России фотография как предмет искусства? По мне так, кроме коммерческой свадебной фотографии и каких-то восторженных собой барышень с дорогущими зеркалками, фотографирующих белочек в парках дабы запоститься в яндексах, ничего не осталось…

А.Ч.: Без сомнения сегодня фотография, как предмет искусства существует, и самое смешное, что есть люди, которых она волнует, и которые иногда ее покупают. В отношении барышень с дорогущими зеркалками, которые где-то хотят «поститься» - это конечно бред. Сегодня, в связи с некоторой доступностью и относительной дешевизной цифровых фотоаппаратов, появилось очень много людей не фотографов, а собирателей имиджей. Я все-таки считаю, что фотография - это лист бумаги, на которой что-то запечатлено, все остальное, а именно картинки в компьютере или в Интернете - это не фотография.

А.П.: Кого из современных фотохудожников можете выделить?

А.Ч.: Ситуация, сложная, естественно, есть или уже были фотографы, которые мне нравились или продолжают нравиться, кого-то обижать не хочется, единственное, что хочу сказать, мне интересны фотографы, которые делают то, что я не делаю или не знаю, как это делать. Для меня на выставках всегда нужно некое откровение, если это происходит, значит, фотограф мне интересен, если не происходит, значит все мимо.

Сам я также пытаюсь что-то делать, для меня важно, чтобы не было безразличия, пусть будут положительные или отрицательные эмоции, главное, чтобы не было безразличия.

А.П.: По поводу «безразличия» соглашусь на все 100, самое страшное для автора - это полное безразличие зрителя…

Последние торги аукционного дома Christie’s явили миру самую дорогую фотографию, это безымянный цветной снимок Синди Шерман 1981 года, Ваши комментарии?

А.Ч.: Синди Шерман узнаваемая и известная фотографиня, то, что она делает, продается и это здорово. В данной ситуации, меня раздражает то, что она делает очень большие тиражи, а мои галеристы и дилеры всегда меня пытаются ограничить в том, что я печатаю.

Мне говорят не надо делать больше 10 экземпляров, а у нее доходит до 300. Либо, все-таки, ее дилеры работают лучше наших, либо сама по себе система западного арт-рынка нам еще не доступна.

А.П.: На этих торгах произошло еще одно событие в мире современного искусства, Сай Туомбли вошел в пятерку самых дорогих художников из ныне живущих (полотно «Без названия» 1967 года было продано за 15,2 млн долларов), как Вам его каракули?

А.Ч.: Сай классный, я его очень люблю, люблю потому, что готов сделать ему посвящение для проекта «Кнопка и модернизм». Конечно, никогда не куплю, так как я не коллекционер, а такие деньги мне и не снились. Может быть, после смерти нас будут продавать как-то по-другому. «Лучший художник - мертвый художник»




А.П.: Для меня творчество, это в том числе развитие, движение вперед, для Вас это важный аспект? Какие творческие планы у Андрея Чежина, как будет развиваться Музей кнопки, научится ли золотой Буратино петь матерные частушки, не картавя?

А.Ч.: Самое смешное, что все в этом мире меняется, и уже нет золотого Буратино, так как он уже задут черным акрилом, и выставлен в клетке на выставке «Квартирный вопрос», с подписью «В каморке Папы Карло у камина валялся в жопу пьяный Буратино…»

Не знаю на счет матерных частушек, но картавить он точно не будет, как впрочем, и я.

А.П.: Вот черт, еще совсем недавно он был молодым, золотым, а главное гламурным. Теперь же, я считаю, после такого публичного агламуривания на него точно обратят внимание западные правозащитники, или даже Гринпис,  ведь он просто дерево с носом…

Не могу не пригласить Вас в в новообразовавшуюся и самую актуальную среди прочих Религию-верование - « Вселенские стенание по Великой Небесной Кошечке», оргии обещаю и Мальвина как раз пригодиться, а вот кокаин не обещаю, скорее всего придется приходить со своим, с Вас всего лишь 5% личного дохода на Вискас для Богини (умоляю не путайте Богиню с Ренатой Литвиновой)…

А.Ч.: Богиню путать не буду, кокаин не пользую, о вселенских стенаниях по ВНК, пока не знаю. А вот с Мальвиной было бы весело, в продолжение предыдущего текста «К нему пришла развратница Мальвина, пойдем с тобой за пачку маргарина»

Бонус  вопрос:

А.П.: Поговорим о важнейшем из искусств… Я считаю, что мировой кинематораф может гордиться четырьмя произведенными на свет божий продуктами: Терминатор (имеются ввиду первые 2 части не 3-я), Хищник (имеются ввиду первые 2 части не 3-я), Конан Варвар (имеются ввиду первые 2 части не 3-я) и Афоня, а у Вас какие фавориты? ну кроме Тинто Браса разумеется …

Бонус ответ:

А.Ч.: Ну про Тинто Брасса, соответственно можно было и не поминать.

На самом деле, я вполне кинематографичный человек конца ХХ века. Сегодня в кино не хожу, последний раз был в кинотеатре в 1992 году, перед этим ходил в кино по 5 раз на неделе. Потом как отрезало, если не сказать обрезало, что само по себе забавно в стиле нашего разговора. Люблю Феллини, Антониони, Бунюэля, Висконти. Из наших Тарковского, раннего Сокурова, Германа. Да уж были целые списки любимых и не очень, но важных.

PS На самом деле, мы затронули лишь малую часть обширного творчества художника Андрея Чежина, для более глубокого ознакомления настойчиво рекомендую его личный сайт www.chegin.com.

PS2 Администрация блога поздравляет всех читателей с прошедшим недавно 56-тилетием Анатолия Чубайса! Аминь!

Андрей Чежин, Интервью, современное искусство, Музей Канцелярской Кнопки, музеи, художник

Previous post Next post
Up