https://vk.com/akachalin71?z=photo734057581_457239562%2Falbum734057581_00%2Frev Христорождественская на оружейной стороне или Николо-зарецкая. Приход этой церкви занимает пространство, ограниченное с юга р. Упою, с востока р. Тулицею, с севера Тростянкою, с запада Арсенальною площадью и земскою больницею. Образование прихода этой церкви относится ко времени основания кузнецкой казенной слободы, когда, по указу цари Феодора Іоанновича, в 1595 г. тридцати самопальным мастерам была дарована земля за р. Упою на Хопре. С течением времени местность эта стала населяться все более и более. При Алексее Михайловиче в кузнецкой слободе было уже столько жителей, что самопальники на свои средства могли построить уже две деревянныя церкви. Благодаря последующим распоряжениям, кузнецкая слобода должна была еще более распространиться. При царе Феодоре Алексеевиче указами 1678 и 1679 г. велено всех из свободного состояния, занимающихся оружейным делом, принимать и водворять в кузнецкой слободе со всеми дарованными ей правами и льготами. В царствование Петра I-го в 1704 году в кузнецкой слободе было уже до 300 домов н 749 самопальников: в 1737 г. велено было всех мастеров с городской стороны переселить на оружейную. Таким образом первыми прихожанами церкви были самопальники кузнецкой слободы, которые с 1820 г. стали писаться оружейниками. До 1879 г. приход этой церкви раскинут был по разным частям города, в этом же году он принял определенные границы. Прихожан в настоящее время числится 1408 м. п. и 1479 ж.; между ними есть раскольники 48 м. п. и 17 ж. п. В приходе достаточно христиан лютеранского исповедания и евреев, для первых существует тут кирка, для последних молитвенный дом. Из прихожан этой церкви вышел знаменитый род Демидовых.
Приходская церковь до 1730 года была деревянная: постройку первоначального деревянного храма нужно относить к XVII-му ст. В 1730-34 г. деревянный храм заменен двухэтажным каменным усердием известного заводчика Акинфия Никитича Демидова близ могилы его родителей и в прошлом столетии безразлично назывался то церковью Рождества Христова, по имени настоящей церкви в верхнем этаже, освященной в 1745 г., то Никольскою, что на оружейной слободе, по имени настоящей церкви в нижнем этаже освященной в том же году. При нижней церкви тогда же устроен был придел во имя св. ап. Андрея Первозванного освященный в 1734 г. В последующее время церковь подвергалась разного рода поновлениям. В 1838 г. вновь перестроен придел во имя св. ап. Андрея Первозванного. В 1862 г. на средства местного протоиерея Иоанна Мясновского в верхнем храме устроен новый иконостас вместо прежнего, пришедшего в ветхость. В 1864 г. вновь устроен иконостас в нижней церкви Св. Николая, а лет 15-20 тому назад поновлен иконостас ап. Андрея Первозванного. Придел св. ап. Андрея Первозванного был и в прежней деревянной церкви, на что дают указание сохранившиеся каменные столбы на месте прежних алтарей; тоже говорит и местное предание; оно первоначальное устройство иконостаса связывает с случаем из семейной жизни Никиты Демидова, говорить, что он устроен „на костях“ его дочери. У Демидова, так гласит предание, были разного рода тайные подвалы и ходы; дочь его однажды из любопытства отперла один из подвалов, чем вызвала такой гнев со стороны отца, что он ударил ее так сильно ключами, что она от того умерла; этот случай был на день св. ап. Андрея Первозванного, почему кающимся отцем и устроен придел в честь этого апостола. Благодаря усердию Демидовых, церковь отличается богатыми украшениями. На многих иконах тяжеловесные серебряные оклады: на 5-ти иконах оклады весом от 26 до 34 фунтов. По своей древности замечательна икона Деисус - изображения Господа Вседержителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи. Ризы и венцы на этих иконах вырезаны из дерева. Иконы эти едва ли не времен татарского ига, когда неудобно было делать на них металлические ризы. Близ нижней трапезной церкви находится часовня. Она устроена в 1721 г. Демидовыми для погребения умерших их родственников, с каковою целью из часовни устроен ход в подвальный этаж.
В пользу храма получаются % с 4658 р. Причт состоит из двух священников, диакона и двух псаломщиков. Причт получает ежегодно % 288 р. 73 к. с капитала положенного в пользу его. Церковной земли имеется: усад. 2447 с., полевой 28 1/2 д., сенокосной 8 1/2 и неудобной 1 д. 1452 с.; усадебная земля разделена на 11-ть усадебных мест, из коих за два усад. места причт получает доходу 30 р. в год и за одно 40 р. Кроме того, церковный дом приносит причту дохода 120 р. С 1894 г. при церкви открыто церковно-приходское училище.
П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г., стр. 38