Половина российских бизнесменов называют коррупцию своей главной проблемой. Почти 30% признаются, что вынуждены платить чиновникам для решения вопросов, более 46% -за получение выгодного госконтракта. Это данные опроса, проведенного по заказу Всемирного банка в 2008 году. А пять лет назад фонд ИНДЕМ опросил 3000 респондентов и оценил годовой объем взяток в России в $316 млрд. Нет никаких оснований считать, что коррупционный налог с тех пор уменьшился.
Взяточники и взяткодатели: кто больше рискует
По оценке главы Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, подавляющее большинство взяток дается через посредников. На получении справок и регистрации собственности специализируются карманные фирмы, работающие иногда прямо в здании нужного ведомства. Более сложные проблемы решают знакомые руководителей среднего звена, сумевшие превратить хорошие отношения в бизнес.
Забота о кадрах: реальные сроки за взятки получают далеко не все
Посредники - наименее уязвимое звено в коррупционной цепочке. Как правило, они получают меньшие сроки, чем взяткополучатели, а то и вообще уходят от ответственности. По словам профессора Петербургского юридического института Академии Генпрокуратуры Якова Гилинского, в Уголовном кодексе РСФСР, действовавшем до 1996 года, была предусмотрена статья за посредничество при передаче взятки. «Сейчас такой статьи нет, а посредничество есть и будет, пока существует коррупция», - говорит он.
Графики и текст взяты из статьи Анны Соколовой в журнале Forbes:
«Рука берущего. Передача взяток стала отдельным бизнесом. Как он устроен?».