Метафизика влажной уборки (с)

Sep 21, 2013 14:09

Оригинал взят у anaris в Метафизика влажной уборки (с)
Чем дольше я работаю, тем больше понимаю, что я по складу своему совсем не педагог-дефектолог. Больше всего мне нравится то, что можно назвать "сопровождение". Или "забота и уход" (так называется
книга Анн Бакк и Карла Грюневальда, одна из самых важных книг в нашей профессии).
 Работая в интернате, я постепенно начала понимать значение самых простых вещей. Есть разные способы разнообразить повседневность. Можно вносить в неё что-то извне, а можно расширять её изнутри. Раньше меня больше интересовало то,
что можно привнести извне: интересные предметы, игры, какие-то новые занятия. Я очень много всего этого перепробовала с ребятами, носила в интернат всякие штуки, найденные на барахолках, наполненные историей, сенсорно интересные. Мне и сейчас всё это нравится, но в какой-то момент наступает пресыщение и начинает хотеться чего-то совсем другого, простого. Но дело не только в этом.
Простые нужды бывает труднее удовлетворять, чем сложные.  Потому что ты приходишь к подопечному, такой весь с идеями, с богатым внутренним миром, готовый всем этим делиться... А ему это нафиг не надо, ему надо ходить. Просто ходить по дорожкам, и чтобы его кто-то при этом держал за руки и не давал бить самого себя. Потому что он 24 часа в сутки проводит в закрытой комнате со связанными руками. А кому-то надо, чтобы ему просто дали чаю с печеньем. И всё.
 Когда мы с Аней вели семинар о повседневности в интернате и рассказывали о том, как важна рутина обычной жизни: чистка зубов, общая трапеза, выбор одежды, участники спросили: "вы говорите об удовлетворении телесных потребностей, а как же что-то большее? Как же духовность?"  Я сначала разозлилась и хотела ответить: "посадили бы вас ввосьмером в одну комнату, одели в грязную одежду и накормили бы нейролептиками, была бы вам духовность". Но потом подумала, что для меня это тоже важный вопрос. Раньше я с каким-то пренебрежением думала: "ну что они только чай хотят пить, и больше ничего?" или "я получала специальное образование для того, чтобы ходить с Васей взад-вперёд?"  Объяснить это сложно, но можно почувствовать - в какой-то момент "просто хождение взад-вперёд с Васей" наполняется смыслом. Ты чувствуешь, КАК это для него важно. И тебе это становится важно, интересно. Ты переключаешься со своего масштаба восприятия на Васин.  Когда это происходит, ты ощущаешь связь между самыми простыми, телесными вещами и душой. Осознаёшь "метафизику влажной уборки".  Что уж говорить о таких вещах, как совместная трапеза, которые проникнуты огромным количеством смыслов.
 Вот ещё что. Простые вещи уравнивают. Здесь не может быть высокомерия.
В какой-то момент для меня стало очень важным попить с подопечным чай. Привести его с отделения в наше "кафе" и налить ему чашку чая. Посидеть, послушать музыку. Сделать что-то, чтобы почувствовать нас не педагогом-подопечным, а просто двумя людьми.  Вот сидят два человека, вот им вместе хорошо. И всё.
Previous post Next post
Up