Сотруднику госохраны не понравилось, что журналист фотографировал садящегося в машину Януковича.
Цитирую ленту Корра:
У корреспондента Газеты по-украински в Донецке Татьяны Светницкой охрана Президента Украины Виктора Януковича удалила из фотоаппарата часть снимков. По окончании заседания международного инвестиционного саммита, Янукович направился к своему кортежу. Охрана "утилизировала" все фото, которые были сделаны при посадке Президента в автомобиль, сообщает Газета.ua. Светницкая рассказала, что к ней подбежал один из бодигардов, и сказал, что нельзя фотографировать посадку и высадку главы государства в кортеж. Позже подошли еще несколько охранников. Они посмотрели последние снимки и удалили их. Информацию об инциденте передали по рации. Фотоаппарат корреспонденту вернули. Кроме того, записали все данные из редакционного удостоверения.
http://korrespondent.net/business/mmedia_and_adv/1121377
Дальше идут пространные рассуждения о том, что сотрудники госохраны могут что-то там запрещать.
Директор международной лиги защиты прав граждан Украины Эдуард Багиров объяснил изданию, что при определенных случаях управление госохраны имеет право запрещать съемку Президента Украины. "Вопрос очень спорный: с одной стороны Президент является публичным лицом и информация о нем должна быть публичной и открытой. В тоже время, глава государства является объектом повышенной опасности, и согласно законодательству, например, строго запрещается фото и видеофиксация главы государства во время его перемещения от транспорта к транспорту и по маршруту кортежа", - отметил он.
Я же не собираюсь вступать в полемику: легитимно или нет были удалены фото. Однако рекомендую все-таки задуматься над проблемой.
Для начала разделим событие на две части "до фотофиксации события" и "после фотофиксации события". То есть, проще говоря, если фотографировать кортеж (и посадку-высадку лхраняемого лица) запрещено - сотрудники госохраны должны аргументированно объяснить это журналистам до момента фотофиксации. После момента фотофиксации действия сотрудников госохраны подпадают под определение обыск и изъятие (уничтожение) интеллектуальной собственности журналиста. То есть, требует как минимум, решения суда.
Перечислю законодательные нормы.
Конституцией Украины предусмотрена статья 34:
Каждому гарантируется право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений.
Каждый имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно либо иным способом - по своему выбору.
Осуществление этих прав может быть ограничено законом в интересах национальной безопасности, территориальной целостности либо общественного порядка с целью предупреждения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения, для защиты репутации или прав других людей, для предупреждения разглашения информации, полученной конфиденциально, либо для поддержания авторитета и непредвзятости правосудия.
Закон об информации предусматривает следующее:
Стаття 45. Охорона права на інформацію.
Право на інформацію охороняється законом. Держава гарантує всім учасникам інформаційних відносин рівні права і можливості доступу до інформації.
Ніхто не може обмежувати права особи у виборі форм і джерел одержання інформації, за винятком випадків, передбачених законом.
Профильным нормативным актом, регламентирующим работу журналиста (в том числе и электронных СМИ) является "Закон о печатных СМИ". Этим хаконом предусмотрено, что журналист имеет право:
1) на вільне одержання, використання, поширення (публікацію) та зберігання відкритої за режимом доступу інформації;
3) відкрито здійснювати записи, в тому числі із застосуванням будь-яких технічних засобів, за винятком випадків, передбачених законом;
И наконец, статья 17 Закона Украины "Про державну підтримку засобів масової інформації та соціальний захист журналістів" предусматривает, что
"Службова діяльність журналіста не може бути підставою для його арешту, затримання, а також вилучення зібраних, опрацьованих, підготовлених ним матеріалів та технічних засобів, якими він користується у своїй роботі."
Что же это за закон, который может преусматривать оговорки в сборе информации журналистом?
Служба государственной охраны при МВД Украины действует на основании
Постановления Кабинета министров №615 от 10.08.1993 года. Основным профильным законом этой службы является "Закон о милиции". В своей деятельности Служба Госохраны руководствуется Конституцией Украины, законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета министров, нормативными актами МВД и Положением о госохране. Подзаконные акты, регламентирующие работу этой службы мы рассматривать не будем, потому что ограничения на дятельность журналиста могут быть наложены исключительно законом. Об этом однозначно говорится в вышеперечисленных статьях. То есть, акты Президента, Кабмина, внутренние инструкции МВД, Госохраны мы не рассматриваем.
Остается профильный
закон о милиции.
Во-первых, статья 5 вышеуказнного закона предусматривает, что міліція тимчасово, в межах чинного законодавства, обмежує права і свободи громадян, якщо без цього не можуть бути виконані покладені на неї обов'язки, й зобов'язана дати їм пояснення з цього приводу.
Норма этой статьи не может быть применена к журналистам - в данном случае они являются не просто гражданами, но еще и должностными лицами.
Права и обязанности милиции регулируются статьями 10 и 11 Закона.
Статья 10, пункт 25 закона предусматривает: забезпечувати у порядку, встановленому законодавством України, безпеку осіб, взятих під захист, у разі надходження від них заяви, звернення керівника відповідного державного органу чи отримання оперативної та іншої інформації про загрозу їх життю, здоров'ю, житлу чи майну;
И тут ничего не говорится о прямом запрете на фотофиксацию журналистом охраняемого лица. То, что милиция обязана охранять, говорит лишь о том, что ее обязанность обеспечить эту охрану (внимание!) без нарушения прав журналиста на профессиональную деятельность. Статья 11 предусматривает права милиции. Но и тут нет ничего, чтобы могло ограничить журналиста в его профессиональной деятельсности.
Фактически, нормы закона, предусматривающей возможность сотруднику ГСО запретить фотографировать кортеж или Президента, садящегося в машину, как было в случае с журналистом из Донецка, мы не нашли. С другой стороны, журналсит добровольно отдала фотоаппарат для уничтожения фотографий.
Однако, если руководствоваться нормами законодательства, в том числе, защищающего журналиста от властного произвола, не стоит спешить отдавать свой фотоаппарат на проверку сотрудникам ГСО. Покажите удостоверение и уверенно попросите предемонстрировать норму закона, позволяющую этому сотруднику:
1. Запрещать вам фотографировать - суть осуществлять профессиональную деятельность
2. Производить досмотр вещей и фотоаппарата.
3. Уничтожать фотоснимки из камеры (вспомним ст. 17 Закона "Про державну підтримку засобів масової інформації та соціальний захист журналістів")
То есть, прежде чем отдать фотоаппарат на требование сотрудника ГСО, нужно попросить подтверждить его требования указанием на конкретную статью закона Украины. Ссылки на иные нормативные акты, внутренние инструкции не могут считаться основанием для изъятия и уничтожения сделанных фотодокументов - интеллектуальной собственности журналиста. В противном случае нужно немедленно требовать оформления протокола, вызова юриста издания и инициации действий милиции, согласно п. 3.4 Приказа МВД №88 от 23 марта 2010 г.