МИСТИКА ПОКАЯНИЯ.

Dec 21, 2013 16:27

В Национальном музее истории Украины (НМИУ), в его филиале, Музее исторических драгоценностей, находящимся на территории Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника хранятся предметы еврейского религиозного культа - всего около полутысячи уникальных артефактов, принадлежавших когда-то синагогам, общинам и частным лицам в Украине. В кругу специалистов за этим собранием закрепилось название: «Лаврская коллекция иудаики». Краткая история создания данной коллекции такова. В январе 1918 года большевистским правительством был принят декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», согласно которому всё имущество религиозных общин всех конфессий было объявлено достоянием народа. В том же году Совет Народных Комиссаров принимает специальное постановление о регистрации, взятии на учёт и сохранности памятников искусства и старины, кому бы они ранее ни принадлежали. В итоге, к середине 20-х годов большинство религиозных общин тогдашней Украины прекратили своё существование. В Киеве к 1926 году помещения большинства синагог были переданы в ведение Губпрофсоюзов. 29 января 1922 года академики Ф.И.Шмит и Ф.М.Морозов представили в Киевский Губкопис свои соображения о необходимости учреждения в бывшей Киево-Печерской лавре государственного Музея культов и быта. Была назначена комиссия по организации этого уникального по замыслу музея, причём, наделённая безграничными конфискационными полномочиями. В её состав входили Ф.Л.Эрнст, А.Ф.Середа и тот же Ф.М.Морозов. Исходя из архивных инвентарных книг, в течении 1922-1923 годов в Первый Государственный Музей, как тогда его назвали, от Комиссии по изъятию церковных ценностей поступили еврейские культовые предметы: короны Торы (кетеры), навески на свитки (торашильды), навершия свитков (римонимы), указки для чтения свитков (яады), сосуды для благовоний (бсомимы), свитки Эстер в футлярах, обрядовые светильники (меноры и ханукии) и пр. Все еврейские общины и синагоги попали в те годы под жестокий экспроприационный «пресс»; по всей стране работали Губликвидкомы - уполномоченные Наркомфином чрезвычайные органы, возглавляемые самыми ярыми безбожниками. В мае 1922 года в Киевское еврейское религиозное общество (ул. Нижний вал) был передан документ следующего содержания: « Настоящим Губкомиссия по изъятию ценностей предписывает вам под вашу ответственность в среду 31 мая сего года от 3-х до 4-х часов дня доставить в Губфинотдел (Крещатик 32) кабинет заведующего все серебряные и золотые вещи, имеющиеся в синагогах. За неисполнение настоящего требования вы будете преданы Суду Ревтребунала». Для понимания того, о каких количествах идёт речь, приведу один свидетельствующий документ - опись предметов, находящихся в хоральной синагоге Бродского, от апреля 1919 года: из 404-х описанных Комиссией предметов, почти половина из серебра и золота, из них 14 - короны Торы. Вот таким способом была собрана Лаврская коллекция иудаики. Примечательно, что в ещё тогда несоветском Львове, стараниями местных евреев во главе с Максимилианом Гольдштейном в 1934 году был создан Еврейский музей. Но, если во львовское собрание большинство предметов было передано добровольно, то киевское - практически полностью состоит из конфискатов. Достаточно сложно по имеющемуся сегодня комплекту предметов коллекции представить её первоначальный объём и ценность, так как масса событий, произошедших за 90 лет, очевидно, сильно изменила количественный состав этого собрания. В докладной записке Народному комиссариату просвещения от 6 июня 1933 года директор Всеукраинского исторического музея Костюченко писал: «В фондах музея имеется около 3 000 предметов еврейского культового серебра. Экспонаты незаинвентаризированы. Чтобы упорядочить этот фонд, сделать обмеры, взвесить и научно описать, необходимо 14 научных сотрудников в течение 6 месяцев. Музей в своём бюджете не имеет соответствующей суммы». В годы войны уникальные памятники еврейского религиозного культа вместе с другими ценностями Государственного хранилища были эвакуированы в Уфу. В 1946 году они почему-то попали в Москву, где было принято решение передать коллекцию в Одессу. Почему именно в Одессу? У меня есть только одно объяснение: из самой Одессы в Уфу были вывезены в начале войны экспонаты городского Еврейского музея, которые, вероятно, смешались с киевскими. Мне известно, что когда одесские музейщики вскрыли вернувшиеся ящики с экспонатами, они ужаснулись их состоянием: все объёмные предметы из серебряной скани были смяты в бесформенные кучи, эмали и финифть осыпались, множество элементов и частей было смешано или утеряно. Словом, лишь в 1958 году коллекция иудаики в остаточном виде вернулась в ГИМ УССР, откуда только в 1964 году поступила в Музей исторических драгоценностей Украины. На сегодняшний день, после многих лет реставрационных работ, официально коллекция насчитывает около 450 предметов, а к экспонированию выставляется 60-80. Хронологически собрание охватывает период с конца XVII века до 20-х годов века XX-го, географически - всю Украину.
Дальше мне очень важно быть правильно понятым - я не хотел бы, чтоб меня заподозрили в излишней склонности к мистификации. Отнюдь, просто вопросы такого рода, как мне кажется, не возможно рассматривать в отрыве от эзотерической составляющей. Я думаю, даже не очень просвещённые в этом люди, понимают, что, как минимум, нехорошо хранить, отнятые у евреев предметы религиозного культа, да ещё и на территории православной святыни. Постараюсь прояснить, о чём речь.
Иудейские культовые предметы имеют своеобразные названия; их форма жёстко обусловлена функциональным назначением в строгих рамках обрядового символизма, ни для каких иных целей они не могут быть использованы. На многих предметах имеются надписи (в основном - на иврите, редко - на идиш, очень редко - на польском), говорящие о принадлежности той или иной синагоге, общине или хозяину. Приведу лишь небольшой перечень экспонатов из Лаврской коллекции: 1. Корона Торы. Инв.№ (ДМ 7262) . 1780 год. Рабби Давид-Цви Ашкенази из Галиции. 2. . Корона Торы. Инв.№ (ДМ 7259). 1885 год. Хаббат хасидов Меджибоша. 3. Римонимы. Инв.№ (ДМ 2266). 1912 год. Рабби Исаак Римарский. Киев. 4. Пряжка ритуального пояса. Инв.№ (ДМ 7393). 1749 год. Рабби Шмуэль Коэн Зетцель из Балты.
>В иудаизме существует понятие « Шхина» - Божественное Присутствие, герметическая сущность которого может проявляться в некоторых вещах, помещениях, местах захоронений, обрядах и т.д. Значимость святости таких мест или предметов для религиозных евреев адекватна святости для христиан, например, Плащаницы Иисуса или горы Голгофа. Скажем, синагогальное кресло для обряда обрезания (Кресло Элиягу) специально изготовлялось двуместным. Одно место для сандака, держащего ребёнка (аналог крёстного), а второе - для Пророка Ильи, который, согласно Писанию, присутствует на каждом аналогичном обряде. Можно представить себе степень значимости такого кресла для верующего человека. В той или иной мере Шхина присутствует и в предметах из собрания иудаики НМИУ. Для меня, как для человека много лет изучающего еврейскую историю, совершенно очевидно: никогда ни одному народу, ни одному государству и ни одной личности не удалось построить своё счастье и благоденствие на еврейском несчастье и горе. И тут уместно вспомнить другой термин из иудейской мистики Клала (проклятие) или Кфида (праведный гнев) - проходили века, но рано или поздно Закон Воздаяния обязательно проявлял свою неизбежность. К слову, Германия после поражения в войне не просто устами канцлера Аденауэра попросила у евреев прощения за Холокост, а и вернула всё имущество, банковские вклады и собственность общин, организаций и частных лиц. И по сей день выплачивает разного рода контрибуции. Мне кажется, не было у этой страны другого пути вновь стать самой могущественной державой в Европе. Вернёмся домой. Много лет в своей родной Украине я слышу разговоры о том, следует ли украинцам покаяться перед евреями за погромы, за резню Богдана Хмельницкого, за участие своих соплеменников в массовых уничтожениях евреев в годы ВМВ и так далее. Эти разговоры звучат каждую годовщину событий в Бабьем Яре, и это говорит о том, что между двумя этническими группами, причем, обе представляют коренные народы Украины, исторически невыяснены отношения. Для начала, мне думается, надо рассказать всю правду - и о погромах, и о Холокосте; правда должна появиться в учебниках, в книгах, в кино и пр. Какова цена покаяния того, кто не знает, за что каяться? Узнает, тогда и решит. Если представить себе, что кто-то взялся бы сегодня составить научную историко-статистическую справку о количестве невинно убитых на территории Украины в разные времена евреев, поверьте, это был бы внушительный по объёму труд, со страшными, даже для наших дней, цифрами. Историографического материала предостаточно. С 1922 по 1930 годы работала созданная большевиками Еврейская историко-археографическая комиссия, которая передала летом 1930 года Центральному государственному историческому архиву (ЦГИА) 42 единицы хранения - полное собрание документов о генезисе «еврейского вопроса». В этих документах текут реки крови, начиная от письменного прошения раввинов к гетману с мольбами убить их всех, предпочитая смерть насильственному выкрещиванию, и, заканчивая свидетельствами очевидцев погрома, учиненного бойцами 1-й Конной армии в 1920 году в Ружине. На мой взгляд, нация - это не только этнокультурная общность людей, это общая историческая память и общая историческая ответственность. Кто это поймёт, тот с облегчением и покается. Закон о реституции нужен не только иудеям или православным, он нужен Украине, нужен для торжества справедливости и очищения от скверны. Сегодня вопросы возврата культового имущества любых конфессий регулируются единственным актом: Указом Президента Украины от 1992 года, к которому не прописаны ни разъяснения, ни механизмы. Для иллюстрации,- за двадцать лет возвращено около 50-ти объектов из 2 500, ранее принадлежавших еврейским общинам Украины. Наиболее верным выходом из положения, мне думается, было бы создание музея еврейской истории, культуры и этнографии в Украине, куда была бы передана коллекция иудаики НМИУ. Сама акция передачи вызвала бы несомненный интерес у отечественных и зарубежных СМИ, у дипломатов, политиков, религиозных деятелей и пр. Учредителями такого музея должны стать с одной стороны - государство (Министерство культуры), с другой - официальные еврейские организации: от Еврейской конфедерации религиозных общин Украины до Кабинета еврейской истории и культуры Института национальных отношений и политологии НАН Украины. Местом расположения предполагаемого музея могло бы стать одно из киевских зданий, принадлежавших в прошлом еврейской общине города
Например: «Дом творчества» по ул. Ярославская 40, бывшее еврейское училище Д.Марголина, или Клуб им. Фрунзе на Московской площади, бывшая демеевская синагога Боришпольского - где все предметы коллекции могли бы постоянно экспонироваться. Многие, из известных мне коллекционеров, готовы передать такому музею немало еврейских культовых артефактов из своих собраний; я лично, с удовольствием, передам около сотни собранных мною предметов иудаики. К слову, территория сегодняшнего российского государства не была (в историческом смысле) местом массового проживания евреев, в сравнении с Белоруссией, Литвой и, конечно, с Украиной. Тем не менее, в Москве существует Еврейский музей, а в Питере много лет работает Петербургский институт иудаики и создана кафедра еврейской культуры в Санкт-Петербургском государственном университете. Потому считаю, что долг украинского государства - создать общедоступный еврейский музей, в котором культурное наследие украинского еврейства обрело бы адекватный статус национального достояния. Алгоритм действий, на мой взгляд, должен выглядеть следующим образом: 1. Принимается решение об учреждении в Киеве Музея еврейской истории, культуры и этнографии. Учредителями являются государство (Министерство культуры) и одна или группа из вышеперечисленных официальных еврейских организаций в Украине. Разрабатывается , принимается и регистрируется Устав музея, утверждается попечительский Совет и подбирается пригодное помещение. Изучается опыт работы аналогичных музеев в Вене, Праге, Варшаве, Нью-Йорке, Тель Авиве и т.д.
2. Создаётся комиссия по передаче новому музею предметов из собрания иудаики НМИУ. В её состав должны войти историки, искусствоведы, музейные работники и т.д.
3. К моменту готовности музейного помещения необходимо провести церемонию передачи еврейских культовых предметов из Лаврского музея - новообразованному (по сути, с баланса на баланс).
Предварительно эта акция широко анонсируется и освещается в СМИ, размещаются материалы в зарубежной прессе. Приглашаются политические и религиозные деятели мира. Идеально, я думаю, приурочить данное мероприятие к какому-то событию, например, к очередной годовщине событий в Бабьем яре.
Не говоря об огромном дефиците в Киеве, как в европейской столице, музеев и других мест культурного назначения; Киев является исторически еврейским метрополисом всей восточно-европейской диаспоры, и необходимость создания еврейского музея очевидна. Так же, как очевидна необходимость передачи еврейских ценностей из Лаврского собрания в данный музей.

Игорь Гольфман. 2003г.

Украина, история, Иудаизм, евреи

Previous post Next post
Up