`Законы седьмого года - Шмита`~рав Лейб-Нахман Злотников

Sep 17, 2014 23:06

Законы седьмого года - Шмита

Конспект уроков, прочитанных равом Лейбом-Нахманом Злотником в ешиве «Толдот Йешурун» о законах Седьмого года (Швиит, Шмита: 2014-2015 год). Проверено равом Бен-Ционом Зильбером. Представленный материал - теоретический, - практический закон необходимо выяснить у раввина.

Важное место в законах Торы занимают законы седьмого года - шмита.
Тех, кто соблюдает их, как положено, певец Израиля называет духовными богатырями, выполняющими слово Вс-вышнего (Тэилим, гл.103). В заслугу выполнения законов шмиты изобилие и мир царят на земле, а несоблюдение их является одной из основных причин изгнания еврейского народа со Святой Земли (Пиркей Авот 5).

Законы шмиты делятся на три основные части: 1) «шмитат карка» - законы обработки земли, ухода за сельскохозяйственными и садовыми культурами; 2) плоды 7-го года - правила пользования растениями 7-го года; 3) «шмитат ксафим» - законы прощения денежных долгов, которые не были выплачены до конца 7-го года.
Согласно мнению большинства знатоков Талмуда, повеления Торы о соблюдении 7-го года относятся только ко времени, когда все евреи находятся в Земле Израиля. Сегодня, когда, к сожалению, это не так, соблюдение 7-го года является выполнением постановления мудрецов.

«Шмитат карка», как некоторые другие заповеди, связанные с землёй и тем, что на ней произрастает, существует только в Земле Израиля, а на страны диаспоры не распространяется. Особые законы по отношению к плодам 7-го года также распространяются только на плоды, выросшие в Святой Земле (об исключениях будет рассказано отдельно). «Шмитат ксафим» относится к разряду заповедей, не зависящих от места пребывания, и распространяется на все страны.

Определить, является ли тот или иной год годом шмиты и, если нет, то каков он по счёту в семилетнем цикле, довольно просто. Если числовое значение года делится на 7 без остатка, - значит, это год шмиты; если же число, обозначающее «номер» года от сотворения мира, не кратно 7, то остаток, который получается при его делении на 7, показывает порядковый номер данного года в семилетнем цикле. Так, например, 5767 при делении на 7 даёт 823 и 6/7. Это значит, что 5767 год - 6-й в семилетнем цикле, а число, обозначающее «номер» следующего, 5768 года, делится на 7 без остатка, значит, это год шмиты.

До разрушения Храма законы шмиты вступали в действие за некоторое время до 1-го тишрея - начала нового года. Это называлось «дополнение к 7-му году» - «тосэфет швиит». В наши дни, в основном, все запреты вступают в действие с 1-го тишрея. Специальным постановлением мудрецов запрещена посадка плодовых деревьев с 16 ава (за 44 дня до наступления нового года). Согласно некоторым мнениям, посадка неплодоносящих деревьев запрещена с 16 элуля, а однолетних культур - за 3 дня до начала года шмиты.

В праздничном кидуше Рош а-Шана - Нового года (как и во все еврейские праздники), произносится благословение «Шээхеяну» - восхваление Творца, Который дал нам дожить до этого времени и соблюдать заповеди праздника. В случае, когда начинается год шмиты, во время благословения «Шээхеяну» следует помнить так же и о том, что мы удостоились исполнять заповеди 7-го года

Часть I. Земледелие в 7-ом году ↓

1. Введение ↓

2. Законы земледелия 7-го года ↓

3. Шмита в крытых помещениях ↓

Часть II. Плоды 7-го года ↓

1. Введение ↓

2. Отказ от владения плодами 7-го года ↓

3. Cфихин ↓

4. Правила пользования растениями и плодами 7-го года ↓

5. Торговля плодами 7-го года ↓

6. Цветы ↓

7. Оцар бейт-дин ↓

8. Заповедь биур ↓

9. Отделение трумот и маасрот от плодов 7-го года. Плоды нэта рэваи ↓

10. Плоды 7-го года в странах диаспоры ↓

11. Четыре вида растений, которыми пользуются для выполнения заповеди Лулав ↓

Часть III. Шмитат ксафим (аннулирование долгов в 7-ой год) ↓

1. Введение ↓

2. Ситуации, при которых не происходит аннулирования долгов ↓

3. Прозболь ↓

Вопросы для повторения законов 7-го года ↓

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

толкования, праздники Господни, праздники Израиля

Previous post Next post
Up