`Знакомая история в свете еврейского мидраша`~ Нетанья Рагулин

Feb 18, 2014 16:38



ОАЗИS Искренне об Израиле



Home | New | | Наши статьи | ТаНаХ | К тшуве | Политика | Ваше мнение | галерея | Книги | Архив О нас | Газета в PDF | Banners | Stay Connected | LogIn

Знакомая история в свете еврейского мидраша

Вступление: Историю, рассказанную далее, вы не найдете в книге Исход. Она составлена в свете дополнений еврейких толкователей и народных сказаний. Мы не утверждаем, что было точно так, но мы пытаемся извлечь дополнительный смысл из "развернутой истории."
«И сказал Г-сподь Моше: ступай, сойди, ибо развратился народ твой, который ты видел из земли Египетской. Скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали они себе тельца литого и поклонились ему, и принесли ему жертвы, и сказали: вот божество твое, Израиль, которое вывело тебя из земли Еги-етской. И сказал Г-сподь Моше: вижу Я народ сей, и вот, народ жестоковыйный он. А теперь оставь Меня, и возгорится гнев Мой на них, и Я истреблю их, и сделаю тебя народом великим. И Моше стал умолять Г-спода, Б-га своего, и сказал: зачем, Г-споди, возгораться гневу Твоему на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великой и рукою крепкой»(Шмот, 32:7-11)
Ведь ревность возможна лишь мудрого к мудрому или сильного к сильному.

(Комментарий Раши к Шмот, 32:11)


Почему же община Израиля, видевшая чудеса Всевышнего, впала в столь страшный грех? Грех золотого тельца? Мидраш рассказывает: Перед тем как взойти на Небеса, чтобы получить Скрижали, Моше заверил народ: "Я вернусь ровно через сорок дней до полудня". На это время он назначил своего брата Аарона и сына Мирьям руководить общиной.

Наконец наступило шестнадцатое Тамуза, последний из сорока дней. Вот прошел и полдень. Но где Моше?

Когда Моше не вернулся к полудню, сыны Израиля поняли, что в этот день он не вернется, поскольку на гору он поднялся ранним утром. По их расчетам, сорок дней уже прошли, потому что они включили в это число и день ухода Моше. Но им не следовало считать этот день, так как он не являлся полным двадцатичетырехчасовым циклом (ведь Моше находился в стане в ночь, предшествовавшую этому дню). Раз Моше ушел седьмого сивана, то, по мнению народа, он должен был вернуться шестнадцатого тамуза. На самом же деле он должен был прийти лишь семнадцатого тамуза.

Народ Израиля, состоявший из 600 тысяч мужчин, а также женщин, детей и младенцев, вдруг остро почувствовал, что находится в огромной и страшной пустыне, где обитают хищные звери, змеи и скорпионы, и что он здесь без своего великого вождя, который служил связующим звеном между народом и Всевышним.

И тут евреям явился сатан и спросил: "Ну, где ваш Моше?"

"Он на Небесах", - ответили ему сыны Израиля.

"Но полдень уже миновал. Странная, согласитесь, задержка, - заметил сатан. - Так что считайте, что Моше пропал!"

Но сыны Израиля пренебрегли его насмешками.

Тогда сатан стал посылать им ужасные видения мертвого Моше. Все увидели труп Моше, висевший между небом и землей. Видение было таким четким, что на него можно было указать пальцем.

(На самом деле это видение объяснялось тем, что Моше, в результате своего пребывания на Небесах, превратился в духовное существо. Сатан показал им физическую оболочку, из которой он вышел.)

Столкнувшись с ложным пророчеством, евреи оказались в сложном положении. Ясно и неопровержимо им явилось вроде бы подлинное видение мертвого Моше, и они должны были отвергнуть его именно как ложное пророчество, потому что оно противоречило заверениям Моше.

Эрев рае, разношерстная толпа выходцев из Египта, присоединившихся к сынам Израиля во время Исхода, быстро сдалась перед сатаном. Отсутствие Моше предоставило эрев рае долгожданную возможность потребовать изменения своего статуса. В присутствии Моше они не шли в Облаке Славы (потому что были недостойны этой особой защиты). Они сопровождали сынов Израиля, идя за пределами Облака, как и стада, выведенные евреями из Египта. Эрев рае не получали также индивидуальных порций мана, а были вынуждены питаться остатками.

Поэтому они воскликнули: "Кто знает, вернется ли когда-нибудь Моше? Ашем может задержать его на Небесах, чтобы говорить с ним о Торе. Или ему причинили вред ангелы!"

Смутьяны подошли к Аарону, Хуру и семидесяти старейшинам и потребовали: "Раз Моше исчез в далеких высях, то все сообщество обречено на гибель. Дайте нам замену! Мы хотим вождя, который предоставит нам равенство с евреями по рождению!"

Хур резко упрекнул народ: "Вы заслуживаете сурового наказания за такие требования! Такова ваша благодарность за все чудеса, которые Ашем совершил для вас?"

Хур объяснил народу, что не нужно искать новый объект, на котором будет пребыватьШехина, поскольку народ Израиля, в отличие от всех других народов, ведет Сам Всевышний. Тогда некоторые из народа, из среды самых низменных элементов, поднялись и забили Хура камнями насмерть. Ашем не защитил Хура от смерти в наказание за резкие слова, которые он бросил народу. Ашем сказал Хуру так: "Ты жертвуешь своей жизнью ради восславления Всевышнего. И за это все твои потомки достигнут великой славы. Твой внук Бецалель станет умельцем, который построит Мишкан.

Эрев рае обратились к старейшинам, потребовав нового вождя, но те отказали им.

В конце концов эрев рае обратились к Аарону с требованием: "Дай нам вождя, потому что мы не знаем, что случилось с этим Моше!"

Они хотели сделать изображение, на котором будет пребывать Шехина Всевышнего.

Рассказывают о царе Иеровоаме, что он тоже повел народ по ложному пути поклонения идолам. Причем начал он аналогично, обратившись к народу с такими словами: "Давайте установим двух тельцов, на которых будет пребывать Шехина, как она пребывала на керувим, которых Моше сделал в Мишкане! "

Почему евреи выбрали именно изображение тельца? Дело в том, что они страстно желали воскресить то видение на горе Синай, в котором они увидели Всемогущего в окружении четырех животных, впряженных в Небесную Колесницу. Одно из этих животных напоминало быка.

Аарон твердо знал, что в конце концов Моше вернется, но он рассуждал так: "Если они убьют и меня, то их преступление уже нельзя будет простить, потому что исполнится стих (Эйха, 2:20) "Коэн и пророк убиты в святилище Всевышнего", поскольку я и коэн,и пророк".

Действительно, грех изготовления изваяния невелик по сравнению с таким страшным преступлением как убийство, поскольку в первом случае еще допускается возможность раскаяния.

Ашем знал, что Аарон согласился на предложение эрев рае во имя Неба, из огромной любви к Израилю, чтобы спасти евреев от уничтожения. Впоследствии Всевышний вознаградил его за это двадцатью четырьмя дарами священнослужения (приношениями, которые отделялись в пользу священников).

Чтобы оттянуть время и задержать осуществление их плана, Аарон приказал: "Принесите мне золотые серьги ваших жен и детей". Он надеялся, что женщины не захотят расстаться со своими драгоценностями; между мужьями и женами возникнут споры, и так пройдет еще один день, после которого Моше наверняка вернется.

И в самом деле, женщины отказались расстаться со своими драгоценностями. Но не потому что были очень к ним привязаны, а потому что не хотели отдать их на изготовление идола.

Преданность женщин Всевышнему была вознаграждена. Все мужчины этого поколения, сделавшего тельца, умерли в пустыне и не попали в Эрец Исраэль, а все женщины остались в живых и вошли в Святую Землю. Более того, в качестве особого праздника женщинам был дан Рош-Ходеш (новомесячье), чтобы они праздновали его во все поколения…

Автор статьи Нетанья Рагулин
Продолжение статьи следует

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

shaveitzion_org, газета

Previous post Next post
Up