Как греческое мышление столкнулось с еврейским? р. Носсон Шерман, р. Элияу Ки-Тов и др.

Sep 18, 2017 12:51




Как греческое мышление столкнулось с еврейским?

Автор: р. Носсон Шерман, р. Элияу Ки-Тов и др.

Греция и Израиль

Разными были характеры Шема и Яфета, первых двух из трех сыновей Ноаха, но им предназначено было дополнять друг друга. Каждому народу отведена своя роль в судьбах мира. Яфета Г-сподь благословил умением видеть красоту и тонко чувствовать, Шема - святостью и Б-жественным Присутствием. Множество народов произошли от них. Благословение Яфета досталось грекам, благословение Шема осенило Израиль.
Однако обоим этим благословениям не было предназначено существовать независимо друг от друга: "Распространит Б-г Яфета и поселится он в шатрах Шема” (Берешит (Бытие) 9:27).

[Spoiler (click to open)]

Между именем Яфет и словом, которым Ноах начинает его благословлять, - яфт, ”даст простор”, "распространит”, - есть прямая связь. Оба слова происходят от яфэ - красивый. Яфет, воплощенный в греческой культуре, - это одно из самых высших достижений человечества в области искусства. Драма, поэзия, скульптура, философия, спорт - все это наследие Яфета. Но дары эти не отличаются от всех остальных, которыми Г-сподь наделил человека, чтобы он смог достичь своего предназначения. Пользуясь дарами Яфета, необходимо всегда помнить о цедек - справедливости. А потому, учит Талмуд, благословение Ноаха нужно понимать так: ”Да будет красота Яфета обитать в шатрах Шема”. Кстати, в своем комментарии Раши пишет, что не случайно греческий язык самый красивый из всех языков мира.

Основываясь на таком толковании благословения Ноаха, наши мудрецы разрешили перевод Пятикнижия Моше на греческий язык. Греческий язык и греческая культура сами по себе - красота бессодержательная, существование их оправдано лишь тогда, когда они украшают шатры Шема, то есть когда они служат тем, кто изучает Тору и стремится к святости. Мудрецы от Шломо до Виленского Гаона обладали познаниями во многих науках, но их знание было святым и чистым, оно было лишь дополнением к Торе.

Когда красоте и культуре поклоняются ради них самих, они перестают быть благословением и становятся проклятием.

Предназначение Яфета

Рав Хирш так объясняет благословение, данное Яфету Ноахом:

”В Яфете горячая необузданная чувственность Хама встречается с устремленностью к знанию Шема. Художник, жаждущий красоты, открыт для воздействий внешнего мира. Он тонко чувствует и легко отзывается на внешние факторы. Ему дано увидеть красоту в форме и внутреннем строении, в словах, звуках и цвете. Он обладает умением выразить изящество, благость и тепло, которые он видит во всем, что нас окружает. Но трагедии истории - прошлые и грядущие - красноречиво свидетельствуют в пользу той вечной истины, что одного тонкого восприятия красоты недостаточно. Без высшего идеала, подчиняющего себе и направляющего восприятие и выражение красоты, человек, забыв об этике и морали, постепенно отдается гедонизму, становится чувственным животным. Поскольку он наделен разумом и талантом, ему иногда удается бездушной риторикой, "высокими” идеями и чувственной красивостью "позолотить” колесницу, которая несет его в бездну. Возводя храмы чувственности и называя их пристанищами нового божества, он отливает золотых тельцов и обожествляет их. При этом он искажает свой человеческий облик, придавая ему очертания, соответствующие его "животной натуре”, и тем самым разрушает свой разум, отдавая его во власть страстей, таящихся в чувственном сердце”.

В своем благословении Ноах называет Г-спода Элоhим. Это имя указывает на Его власть над природой, ибо, как объясняют комментаторы, слово Элоhим в численном значении равно слову атэва - ”природа”. Ноах благословил Яфета, даровав ему мир природы, способность воспринимать и выражать красоту земного мира, но он наказал своему одаренному, чуткому, страстному и талантливому сыну, что все, чего тот достигнет, надо принести в шатры Шема. Иначе дар его будет не только истрачен напрасно, но превратится в гибельную, разрушительную силу. Красота может возвысить или растлить, вдохновить или развратить. Ибо человек более подвластен своему сердцу и чувствам, чем разуму и душе.

Столкновение

В эпоху Второго Храма мир красоты, дарованный Яфету, приходит к шатрам Шема. Произошло это, когда Кир,потомок Яфета, отдал приказ о восстановлении Иерусалимского Храма. Поначалу намерения Кира были чисты, но затем почтение перед Г-спо-дом и любовь к евреям уступили место злобе. Останься Кир чистым в своих побуждениях, Второй Храм по своей святости был бы подобен Первому и его бы осенило Присутствие Г-спода. Но Кир не удержался на вершине величия, и Храм, построенный с его благоволения, не удостоился подняться до предназначенной ему высоты.

Следующая встреча произошла, когда завоевавший весь мир Александр Великий, войдя в Иерусалим, с почтением и страхом преклонил колена перед первосвященником ШимономПраведным и запретил препятствовать служению Г-споду. Так, греческая культура впервые признала Тору.

Однако с правлением греко-сирийцев в землю Израиля пришло насаждение чужой культуры. Сирийцы, носители Яфетова благословения, пытались навязать евреям свое мировоззрение, чтобы разорвать их связь с Б-гом. Они осквернили Храм и стали преследовать евреев за соблюдение трех заповедей.

• Соблюдение Шабата: Шабат - вечное подтверждение существования Г-спода, создавшего весь мир из ничего. Если Г-сподь - Творец вселенной, постоянно обновляющий ее, если Его Тора - план мироздания, формула, заключающая в себе цель Творения, то греческой культуре остается лишь посторониться, смиренно склонив голову перед шатрами Шема. С этим сирийский царь согласиться не мог.

• Заповедь о новомесячье: отсчет дня новомесячья есть исполнение обязанности привносить святость в ход времен. Время - символ власти природы над человеком, но человек может подчинить время, которое остается бессмысленным символом до тех пор, пока Санхедрин, высший еврейский суд, не освятит его словами ”освящен новый месяц”, и тогда праздники - установленные времена встреч Б-га с человеком - превратят календарь из летописи земных дел и погони за материальным - в источник святости.

Ни культура, ни власть Антиоха не были абсолютными. Им дано было либо подчиниться Священной власти, либо стать преградой на пути человечества к предназначенной цели.

Заповедь об обрезании: брит мила - заповедь, связывающая физическое и духовное. Мир физический не являет собой особую форму существования, не зависимую от мира духовного. Наше тело должно быть отмечено знаком преданности Завету с Б-гом, знаком, который сдерживает порывы тела, как бы говоря ему:”Ты слуга, а не хозяин. Ты вместилище души. Ты должен подняться и стать таким же возвышенным, как она”. Вопреки всем утверждениям Антиоха, красота и наслаждение сами по себе не имеют ценности. Лишь Тора определяет их ценность, вне Ее - они ничто.

Мироздание, лишенное Создателя, календарь, из которого изъята святость, тело, не знающее сдерживающих уз, - вот идеалы культуры, которая наследует дар благословения, данного Ноахом Яфету, и забывает при этом о цели благословения. Изящная оболочка, великолепная форма, скрывающая пустоту, - вот чем стала красота, дарованная Яфету.

Тьма стояла в начале Творения. Но тьма означает Яван, Грецию, - так говорит мидраш.

И нет ничего удивительного в том, насколько трагично забвение своего предназначения. Греции надо было употребить свою культуру на службу Шему, украсить его чудесный дворец - обитель Б-жественного Присутствия. Но великолепие Греции стало тьмою. И осветить эту тьму удалось не обращенному Яфету, а преданным и готовым на самопожертвование Хашмонаим. Они одержали победу в битве, память о которой навеки запечатлена в чуде меноры.

Свет меноры символизирует Тору - противоположность тьмы. Благословение, дарованное Шему, свидетельство тому, что Израиль - народ Торы и что, если человечество не пойдет путем, освещаемым ее светом, то чем ослепительнее будет его культура, тем гуще и беспросветнее станет окутывающая его тьма.

Светильник, цоар, который Ноах по слову Г-спода сделал для Ковчега, был масляной лампой (ицар - масло). Вдумайтесь: масло, ставшее во времена Хашмонаим символом связи евреев с Торой, давало свет обитателям Ковчега, которые пережили время греха, чтобы начать строить жизнь заново.

Всякая культура может стать тьмой, если она не будет освещена светом, исходящим из шатров Шема. (Подробнее: р. Носсон Шерман. Свет изгоняет тьму)

О Красоте Йафета
«Яфета и его потомков Вс-вышний наделил мудростью и пониманием красоты. Hoax, благословляя Яфета, сказал, что «красота Яфета будет обитать в шатрах Шема».

Иными словами, чтобы власть Яфета над красотой достигла предназначенного ей уровня, он должен поселиться в шатрах Шема.

Когда Александр сделал греческое государство могущественной империей, он собрал в своей столице множество ученых из разных стран и сделал ее средоточием мудрости. Именно тогда еврейские мудрецы вспомнили о благословении Ноаха и согласились перевести Танах на греческий язык, чтобы греки, искренно жаждавшие мудрости, могли ознакомиться хотя бы с основами Учения Шема - Торой.

Всемирная империя Александра заняла место своей предшественницы - Персидской империи, и Иудея просто перешла от одного завоевателя к другому. Сам Александр никогда не причинял евреям вреда.»

«Когда Тора была переведена на греческий язык, она вызвала глубокий интерес у тогдашних эллинистических властителей Сирии и Египта, которые стали относиться к евреям - народу Торы - с большим уважением.

► Однако впоследствии, когда они поняли, что Тора является источником жизненных сил для еврейского народа и мешает ему принять культуру завоевателей и тем самым полностью им покориться, они возненавидели ее. Тора превратилась в главную мишень для врага, и вскоре противостояние между могущественным греческим царством и маленькой покоренной Иудеей стало явным.

«Красота Яфета» остается красотой только до тех пор, пока он мирно обитает в «шатрах Шема». Но когда он пытается завладеть «шатрами Шема», заставить хозяина этих шатров служить ему, он уподобляется самозванцу, захватившему чужое царство...» [Элиягу Ки-Тов. Книга нашего наследия] (1)

«да распространит Бог Иафета (Йефета), и да вселится он в шатрах Симовых (Шема); Ханаан же будет рабом ему.» (Быт. 9:27) "... вместе с Израилем в Церковь Христову вступали язычники (Еф 2:11-15)." [Толковая Библия Лопухина] (2)
ЗАМЕТЬТЕ: ВМЕСТЕ С ИЗРАИЛЕМ, А НЕ ВМЕСТО ИЗРАИЛЯ. ЖИТЬ В ШАТРАХ ШЕМА - НЕ ПРЕВОЗНОСИТЬСЯ НАД ИЗРАИЛЕМ! Начните читать Новый Завет по-еврейски! Новый Завет учит о любви к Богу и о трепете перед величием Творца. Как можно и любить Бога и бояться Его? Это отражает еврейский тип мышления, в отличие от греческого. «Заповедь - как птица. Действие человека - это тело птицы, а трепет перед Б-гом, который он испытывает в момент исполнения заповеди, и любовь к Нему - это два крыла, которые поднимают ее высоко в небо» (Цемах Цедек).
Еврейское мышление

Священное Писание, ВЗ и подавляющая часть НЗ была написана евреями.
Чтобы понять их, нужно остановиться на том, как они мыслили.
Еврейское и греческое мышление. Мы мыслим по-гречески.
Для еврея на первом месте действие, а не описание.
Пример. Что такое стол? То за чем едят - еврейский ответ. Грек ответит - стол это горизонтальная плоская поверхность на опорах.
Для еврея важна функциональная сторона, для грека - составляющая.
Мы думаем по гречески.
Когда мы читаем Писание нас иногда мучает вопрос - а как же выглядит Иисус Христос?
Икона - производная греческого мышления.
Для евреев важен был ответ на вопрос - каков Бог, Его свойства, качества характера.
Описания Его внешности евреев совсем не интересуют.
Смотря на человека вы ничего не сможете сказать о нем.
Также необходим личный контакт, чтобы познать Бога. [3]
Источники: 1. Ханука. Завершение праздника 2. КОММЕНТАРИЙ НА ВСЕ КНИГИ СВ. ПИСАНИЯ Ветхого и Нового Завета А.П. Лопухина 3.(Олийник В.И., аспирант Университета Андрюса (Мичиган, США)

см. также `НЕ ТО СКАЗКА, НЕ ТО БЫЛЬ` ~ Еврейское мышление ~ А.Борель

Рубрики: Изучаем Писание/чтобы понять Писание, смотрим на корни - Израиль
Метки: еврейские корни язычество

оригинал записи

язычество, церковь, еврейские корни

Previous post Next post
Up