Александр Болотников НЕ ОТДАВАЙ В РОСТ БРАТУ ТВОЕМУ Как понять текст из Второзакония 23:19-20
«Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею»? Вопрос: Что означает" иноземцу отдавай в рост?"
Этот закон Торы содержит два очень важных юридических принципа, на которых построены отношения между людьми в ветхозаветном теократическом государстве Израиль.
Первый принцип касается займов под проценты.
Более подробно он изложен в параллельном отрывке из книги Левит 25:35-37:
«Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою; не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою; серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для [получения] прибыли».
Из этого текста видно, что запрет на одалживание под проценты относится исключительно к случаям, когда деньги просит обедневший «брат», который испытывает нужду. То есть Тора не запрещает вкладывать деньги под проценты, вступать в долю с целью получения прибыли или одалживать кому-то на нужды бизнеса. Прибыль запрещается извлекать только с средств, которые одолжены бедным для их непосредственных нужд.
Параллельный закон, записанный в книге Второзаконие 15:6-10 говорит:
«Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается; берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: ‘приближается седьмой год, год прощения’, и чтоб [оттого] глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе грех; дай ему [взаймы] и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками».
Этот же принцип высказывается в нагорной проповеди «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мат. 5:42).
В современной ортодоксальной иудейской общине существует практика давать небольшую сумму в качестве беспроцентного займа в случае бедственного положения. В частности в ортодоксальных районах Нью Йорка еврейские банки могут одолжить члену еврейской общины от тысячи до двух тысяч долларов (что для Нью Йорка при тамошней стоимости жизни сумма небольшая) без процентов сроком до двух лет. При этом банк потребует принести письмо от раввина, которым бы подтверждалось бедственное положения заемщика. В определенных экстренных обстоятельствах, опять же при подтверждении раввина, банк впоследствии может даже списать часть долга в качестве материальной помощи.
Второй принцип касается того, кому даются беспроцентные займы.
Как уже говорилось, такой беспроцентный заем могут получить только члены местной еврейской общины. Данный подход базируется на принципе, изложенном в исследуемом нами законе из
23-й главы книги Второзаконие. Иными словами, не израильтянин не имел привилегии получить беспроцентный заем в Израиле.
Согласно записанному в книге Левит 25:35 израильтяне должны были поддерживать своих братьев независимо от того, были они рождены в еврейской семье или являлись пришельцами.
Древнееврейский юридический термин гер, переведенное в Синодальной Библии как «пришелец», и часто употребляемое вместе со словом тошав, переводимое как «поселенец/поселившийся» или «живущий вместе», означает человека, не израильтянина по рождению, который принял Бога Авраама Исаака и Иакова как своего Бога и живет вместе с израильтянами. Согласно записанному в
20-й главе книги Исход, гер вместе и израильтянами покоился в субботний день и соблюдал все заповеди Торы. И когда он желал стать частью народа завета, то, согласно записанному в книге
Исход 12:48, он должен был совершить обрезание, после чего он должен был вместе с израильской семьей, принявшей его вкушать пасхального агнца, затем он становился полноправным израильтянином.
Однако же, независимо от того, стал гер израильтянином или нет, он имел право на получение беспроцентной ссуды в случае нужды. Более того, согласно записанному в книге
Второзаконие 14: 29, на помощь пришельцам выделалась часть израильских десятин.
В отличие от гера иноземец, на иврите нохри причислялся к иной юридической категории. Нохри - это идолопоклонники, которых Бо г-Творец не интересовал вообще ни с какой стороны. Они попадали в Израиль для того, чтобы торговать, делать бизнес и подобные тому вещи. Нохри не имели право на получение «социальной помощи» в Израиле. Но ситуация для иноземца могла и измениться. Все, что иноземец должен был для этого сделать - это принять Бога-Творца, хранить в знак этого субботу и отказаться от своих идолов. И тогда он переходил на положение пришельца со всеми благословениями народа завета, причитавшимися при этом.
Оригинал записи и комментарии на
LiveInternet.ru