Самоподрыв Тарантино

Jan 18, 2013 04:37

Специальное киноманское спасибо френду Алексею Вдовину pavlinoff  и екатеринбургскому Дому кино / Кинодому за то, что вытащили меня на просмотр фильма "Джанго".




Самоподрыв Тарантино

О фильме «Джанго освобождённый»

Александр СЕДОВ (с) рецензия / январь 2012 г.

«Не бойся, Маша, я - Шварцнеггер»

Заголовок из газеты «Аргументы и факты» 20-летней давности

(Вместо эпиграфа)

Это мог быть очень хороший фильм, а получился фильм Квентина Тарантино - со всеми плюсами и минусами, свойственными этому голливудскому режиссёру.

После «Бесславных ублюдков», где от евреев досталось на орехи нацистам, Тарантино решил задружить негров  - простите, афро-американцев - с немцами.

Итак, Соединённые Штаты, середина 19 века. Где-то там на Юге пишет свои «Убийства на улице Морг» Эдгар По, мастер эстетизации ужасов. Ужасов, а именно ужасов рабовладения, действительно много, однако ни одного поэта или сочинителя в кадре не появится. Один раз будет упомянут романист Александр Дюма - и то в качестве издёвки над плантатором-рабовладельцем, любителем всего французского (его очень сочно играет Леонардо Ди Каприо). Кого-то из своих «ниггеров» (этим неполиткорректным словом щеголяют весь фильм) он прозвал Д'Артаньяном, но легко сглотнёт от образованного джентльмена «дезу», будто Дюма тоже чёрный. Он ни бельмеса не понимает по-французски, зато понимает в боях без правил, которыми он наслаждается, сбегая от своей скучной рабовладельческой жизни в областной центр. Вот между ним и вольноотпущенным ниггером по имени Джанго (актёр Джейми Фокс) и состоится главная дуэль. Но не напрямую, а как бы через посредничество множества лиц, самого разного достоинства, низости и калибра. Чёрная ярость против белой спеси. - Так эта история выглядит почти с конца.



На самом деле сюжетная линия закручена вокруг «охотников за головами» - вольных стрелков, которые совершают, говоря современным языком, внесудебные расправы по заданию правительства (хотя формально - по решению суда). Достаточно предъявить мандат, да листовку со словами «Wanted!» - причём уже после совершённого возмездия (т.е. убийства) - как все формальности соблюдены, общественность успокоена, тысячи долларов получены, правосудие восторжествовало. Бизнес есть бизнес, даже если он густо замешан на крови. - Так эту историю можно было бы рассказать с середины.

Фильм начинается со случайной встречи мистера Шульца (актёр Кристоф Вальц), охотника за головами, и пока ещё раба Джанго - при банальных обстоятельствах купли-продажи, отягощенных профессиональными обязанностями Шульца, т.е. сплошной «пиф-паф» и «ой-ой-ой». Иными словами, с типично тарантиновской сцены, когда победитель тот, кто стреляет первым, а потом пляшет на костях поверженного. Шульц - немец по национальности, в общем неплохой дядька, солидный как профессор, в костюме-тройке, с седой бородёнкой, даже с юморком, своим обаянием и ужимками (когда не стреляет), напоминающий Пьера Ришара. Но бьёт из своего кольта без промаха и всегда первый. По удивительному совпадению, Джанго тоже первоклассный стрелок (американское оружейное лобби может быть довольно), хотя только пять минут назад был подневольным ниггером. Немец и ниггер становятся партнёрами. - Так эту историю следовало бы начать рассказывать, памятуя о том, как в прежние времена фильмы про войну пересказывали мальчишки.

Ну а если вы полагаете, что миром движет любовь, а не деньги и мщение, то эту историю можно было бы начать рассказывать так: жила-была девушка, кровь с кофе с молоком, потому как тоже «ниггер» и тоже подневольная…

Как видите, правильные компоненты смешались в фильме Тарантино - верные друзья, любовь, мщение, любимая работа и далёкие командировки. А также романтичные виды прерий и цветастых плантаций американского Юга, усадьбы во французском стиле, дорогие костюмы. А ещё характеры - сочные, яркие, мерзкие, запоминающиеся… Чего стоит хотя бы старый раб-дворецкий, этакий слуга Фирс из «Вишнёвого сада» на афро-американский манер, так прочно сросшийся с рабовладельческой патриархальностью, что ни за понюшку табаку готов запродать своего брата-ниггера.

Да, это фильм как бы о свободе. О том, что только хороший парень с револьвером проложит себе в жизни путь.

Ах, какой бы это мог быть фильм! Романтичный вестерн, на который падок и стар и млад. С потрясающими саундтреками в стиле 1970-х. Да ещё против рабства! Сильная идея. Примечательно, что один из записных злодеев - помощник плантатора - по лицу и по одежде вылитый Кевин Костнер из ковбойских фильмов (на самом деле его играет актёр Уолтон Гоггинс). Образ прежнего героя опрокинут Квентином Тарантино в антигерои. Теперь протагонист в вестерне - человек с чёрным цветом кожи, что совсем близко к идее югославских и ГДР-овских вестернов с Гойко Митичем в роли благородного индейца-мстителя. Увы, идея потонула в крови - из-за фирменного чисто тарантиновского нездорового смакования процесса убийства. К несчастью, эту эстетику переняли уже многие.

Так что, уважаемые товарищи девушки (и вообще все любители романтики и нежных отношений), имейте ввиду, что режиссёр фильма - Квентин Тарантино. Пылких поцелуев здесь всего две штуки (а то и меньше), эротических сцен нет вообще, но весь фильм густо покрывает красный томатный кетчуп, который всегда так эффектно брызгает, когда в живое тело попадает пуля (и не одна). Убийств в фильме (на почве неприязненных отношений к плантаторам и их сподручным) так много, что просто диву даёшься, как в такой прогрессивной стране Америка так долго продержалось рабовладение.

Вот если бы вырезать всю эту пальбу и любование эффектом разрывных пуль, все эти реки крови и забрызганные мозгами комнаты, сократить количество трупов раз в сто… То, чтобы тогда осталось? Давайте посчитаем.

Итого. Мораль (мораль не от меня, а от создателей фильма).

Рабовладение - это плохо. Но с волками жить - по-волчьи выть. А если ты ещё и с цепи сорвался… «Это мой мир, и я становлюсь безжалостным», - говорит Джанго. (Обращаю внимание, что оригинальное название фильма «Django Unchained» правильнее будет перевести не «Джанго освобождённый», а «Джанго - сорвавшийся с цепи».)

Если вы хотите быть хорошим парнем - имейте ствол (а лучше несколько, плюс динамит) и стреляйте всегда первым. Шанс у вас есть: враги всегда дадут вам высказаться, раздумывая стрелять в вас или нет. Вы - не раздумывайте.

Не испытывайте жалость к своим врагам: они уже всласть поиздевались над вами - долго и мучительно. Ваша забота не продлевать их мучений. Лучше убейте сразу. И, на всякий случай, контрольный в голову. Единственное исключение сделайте предателю - его можно убивать в несколько приёмов. И после этого свобода вас встретит радостно у входа.

Оставьте всякие сомнения романтическому мстителю Дубровскому, который ради законности и справедливости баламутил народ - поднимал бунт вместе со своими крестьянами. Только индивидуализм и частное предпринимательство в сфере заказных убийств даст вам свободу и любовь. Ведь ваши цели благородны, а рука тверда.

Ради своей цели вам придётся идти по головам (фигурально выражаясь, по трупам). Старайтесь не испытывать сострадания к случайно подвернувшимся людям.

Вот что я уяснил из фильма. И не говорите, что показанные ужасы и преступления уравновешиваются гуманизмом Квентина Тарантино.

Как эта «замечательная» формула претворяется на практике, мы видим в новостных телерепортажах - в актах так называемого «гражданского терроризма», когда обиженный член общества мстит этому самому обществу с помощью карабина. А потом уже это самое общество в лице представителей власти убивает стрелка.

P.S. После «Джанго» почему-то захотелось пересмотреть советский вестерн Владимира Вайнштока «Вооружён и очень опасен» (1977), в котором герой Баниониса продвигал идею частного предпринимательства одновременно с идеей гуманизма и справедливости, за что, наверное, и поплатился. «Ну вы меня понимаете» (с)

http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1115/annot/

кино, movie, review

Previous post Next post
Up