Если задаться целью и начать искать в интернете западные кинорецензии на фильм С. Говорухина "Десять негритят" (1987), то обнаружится немало восторженных и развёрнутых отзывов (к слову сказать, ни одного критического), но все они принадлежат эпохи YouTube просмотров. По сути, данная экранизация стала известна англоязычной аудитории только в эпоху интернета, и то, большей частью - фанатам творчества Агаты Кристи. Тем не менее, мне удалось разыскать один ранний отзыв в книге Эндрю Хортона и Михаила Брашинского "Час Зеро: гласность и советский кинематограф в переходный период", изданной американским университетом в 1992 году. В книге поясняется, что Михаил Брашинский - известный советский кинокритик, имеющий публикации в солидных советских изданиях, на момент выхода книги - преподаватель университета в Новом Орлеане.
Мне неизвестно кому из авторов принадлежит предлагемый отрывок, но он настолько контрастирует со всеми англоязычными рецензиями, которые мне прежде встречались, что я решил немедля познакомить с ним моих френдов. От себя отмечу лишь одно: в который раз убеждаюсь, что если западный зритель/автор начинает рассматривать советское кино в политичесом контексте, то получается либо приговор фильму, либо приговор режиму. Или и то и другое сразу.
«Десять негритят» - бессмысленные и беспощадные
Из книги «Час Зеро: Гласность и советский кинематограф в переходный период», 1992
Авторы: Эндрю Хортон, Михаил Брашинский
…Станислав Говорухин снова может быть взят в качестве показательного примера. Он начал свой период гласности с чисто коммерческой экранизации Агаты Кристи «Десять негритят» (1987), претендовавшей стать блокбастером. Однако ни открыто выраженная позиция, что больше нечего стыдится зарабатывать деньги, ни первоклассный подбор актёров не уберегли фильм от полной бессмысленности.
То, что десять лет назад могло сойти за отлично костюмированный фильм-загадку на английскую тему, теперь вызывало смущённое недоумение в свете гласности: зачем этот фильм сейчас? Для чего весь этот маскарад? Способно ли это убийство нескольких персон в чужом мире, снятое на модном русском курорте, конкурировать с самой загадочной и ужасной детективной историей всех времён - с расследованием сталинского убийства миллионов, о чём ежедневно говорилось по национальному телевидению? Но даже если мы обратимся к чисто кинематографическому аспекту, а не к политическому контексту, мы увидим, что фильм сделан вяло, без души и вдохновения. Режиссёр целиком подчинился сюжету и, видимо, совсем не задавался вопросом, который можно задать и теперь: зачем вся эта элегантная тусовка? (*)
Перспектива, однако, изменилась. После «Десяти негритят» Говорухин снял спорную документальную киноленту «Так жить нельзя» об ужасах повседневного существования в СССР.
-----------------------------
* - В советском прокате 1988 года фильм «Десять негритят» режиссёра Станислава Говорухина занял пятое место, собрав кассу в 33 миллиона 200 тысяч проданных билетов, - примечание от alek-morse
Ten Little Indians, meaningless and merciless
From a book: The Zero Hour: Glasnost and Soviet Cinema in Transition, 1992
Andrew Horton, Michel Brashinsky
…Stanislav Govorukhin can once again serve as a model figure. He started his glasnost period with a purely commercial adaptation of Agatha Christie’s “Ten Little Indians” (Desyat negrityat, 1987), intended to be a blockbuster. However, neither the openly expressed attitude that it was no longer shameful to make money nor the first-rate cast could save the meaningless film.
What might ten years before have seen as a well-costumed British society puzzle caused embarrassed bewilderment in light of glasnost: why such a film now? What is such a masquerade for? Can this multiple murder set in an alien world, shot in a fancy Russian resort, compete with the most mysterious and horrible detective story of all time - the investigation of Stalin’s homicide of millions - broadcast daily on national television? But even if we look at the discourse of the movie rather than its political context, we will see that it is done inertly, without spirit and inspiration; the director obeyed the story and apparently never asked himself the question he might have been asked afterward: why all this elegant reshuffling? (*)
Perspectives change, however. After “Ten Little Indians”, Govorukhin produced the controversial documentary feature We Cannot Live This Way about the horrors of daily life in the USSR.
---------------------------------------
* - Box-office of Stanislav Govorukhin’s “Desayt negrityat” (Ten Little Indians) in 1988 - 33.200.000 (over 33 millions) tickets, overall is 5 position in top-list of the 1988 Soviet movies.