Можно ли советские телесериалы признать искусством?
Штирлиц против «Далласа»
Александр СЕДОВ (с) эссе / ноябрь 2021 г.
.
Поговорить на тему художественной значимости советских сериалов меня побудила статья искусствоведа Сергея Филиппова «Сериалы и будущее киноискусства: эстетическая проблема», статья написана в 2018 г.
.
Не пойму, как относится к подобным материалам. Автор, несомненно, большой спец по кино, кандидат наук, море публикаций в академических изданиях, за плечами авторская монография, трудится в МГУ. К тексту статьи претензий по большей части нет, кроме одной. В статье нигде специально не оговаривается, что за основу взят американский опыт и американская культурная ситуация, хотя упомянуты почти сплошь сериалы и фильмы из США (плюс два примера из Западной Европы). И на этой основе делаются вселенские выводы. Например, о том, что только в 2000-х годах отношение к сериальной продукции стало меняться: и из ширпотреба сериал как жанр начал переходить в категорию искусства:
.
«Итак, с середины 1980 гг. подростки и дети стали главными потребителями кино. …В отличие от кинематографа, который в рассматриваемые времена уже давно имел прочный художественный статус, телевидение ни в шестидесятые, ни в семидесятые, ни даже в восьмидесятые искусством в целом не считалось. Если вспомнить мыльные оперы тех времён, довольно трудно догадаться, что именно с ними следовало связать главные надежды на художественное будущее телевидения.
.
В девяностые годы художественная ситуация на телевидении стала меняться, что связано, прежде всего, с развитием музыкальных видеоклипов, благодаря которым за несколько лет сформировалась так называемая клиповая эстетика, впоследствии повлиявшая и на эстетику игрового кино. (…)
.
На рубеже веков стала меняться и ситуация с сериалами, среди которых появились более качественные и дорогие (а также возникли телеканалы, показывающие только их - подобно тому, как ранее был создан MTV). Изменилось и отношение к ним взрослой публики, в сознании которой сериалы заняли место, аналогичное тому, которое раньше занимали игровые кинофильмы».
.
Автор ведёт речь о феномене сериалов так, будто американский опыт единственный на планете Земля - его прошлое это наше прошлое, его будущее это наше будущее. Вкратце эту историю можно обрисовать через такое перечисление: от сериалов «Даллас» и «Стар-трек» до «Твин Пикса» и «Клана Сопрано». Культурная ситуация, которая не была мне родной, а знакомой стала только с 1990-х годов, когда российские телека налы взялись активно закупать телепродукцию из США.
.
Но был и другой культурный опыт, о котором Сергей Филиппов ничего говорит, никак своего отношения не выражает - советские сериалы. Притом, что автор - представитель российского научного сообщества, и жизнь в Советском Союзе должна быть ему понятнее и ближе. Во всяком случае, являться предметом научного анализа или хотя бы попадать в круг внимания исследователя, раз уж статья называется с претензией на всеобщность - «Сериалы и будущее киноискусства». (...).
Читать на Яндекс-дзен