Советские киноведы были суровы к экранизациям Жюля Верна
Листая «Очерки истории советского кино»
Александр СЕДОВ (с) октябрь 2021 г
.
За годы исследований советского кинематографа у меня выработался своеобразный познавательный рефлекс. Едва мне в руки попадает незнакомая литература, посвящённая кино, я первым делом проверяю её на наличие упоминаний интересующих меня фильмов и персон. Вот и на этот раз, купив у букиниста трёхтомные «Очерки истории советского кино», изданные в 1956-1961 гг., я тут же полез смотреть предметные и именные указатели в конце каждого тома. Сперва, для проформы, я проверил имя Конан Дойла, хорошо понимая, что сюрпризов не будет (и их, разумеется, не было). Никаких «Шерлоков Холмсов» и «Маракотовых бездн» в первой половине ХХ века советские кинематографисты не экранизировали, а жаль.
.
Вторым кандидатом на проверку стал соотечественник Дойла - Роберт Льюис Стивенсон. Известно, в 1937 году режиссёр Владимир Вайншток поставил фильм «Остров сокровищ». Для надёжности результата я проверил не только указатель названий фильмов, но и перечень имён, выискивая упоминания о Вайнштоке. Это в свою очередь подсказало мне расширить изыскания. В 1930-е годы, помимо «Острова сокровищ», Вайншток снял ещё одну приключенческую ленту по роману другого французского писателя - «Дети капитана Гранта» Жюля Верна. Проверил упоминания и этой экранизации. А заодно и всех советских экранизаций Жюля Верна - по имени писателя и по названиям фильмов «Таинственный остров» (реж. Э. Пенцлин, 1941) и «Пятнадцатилетний капитан» (В. Журавлёв, 1945). На всякий случай добавил к поискам экранизацию романа «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо - режиссёра Александра Андриевского (1947). И, разумеется, «Новый Гулливер» режиссёра Александра Птушко (1935) - новаторский, экспериментальный фильм по роману Джонатана Свифта, где впервые в полнометражной картине игра живых актёров была совмещена с кукольной анимацией.
.
Как видите, в раннем СССР сложилась солидная фильмография западноевропейских писателей, творивших в жанре фантастики и приключений. Как думаете, много ли об этих картинах написали авторы трёхтомника «Очерки истории советского кино»? Судите сами - вот всё, что я нашёл..
Читать на Яндекс-дзен