Алхимические начала Андрея Миронова
Почему он был артистичен, а сегодняшние актёры - нет
Александр СЕДОВ (с) кинопортрет / март 2021 г.
.
Нынешний российский кинематограф всё время пытается доказать, что Андрей Миронов невозможен. Как поющий киноактёр, как синтетический артист, как феномен экрана и сцены. Дело даже не в том, что невозможен второй Андрей Миронов - уникальный и неповторимый. Он невозможен как путь. Мы не видим среди современной актёрской братии кто бы работал с такой же самоотдачей и верой в художественную реальность.
.
Андрей Миронов непревзойдён в первую очередь там, где на реальность наложена высокая степень условности, где концентрат игры. В его актёрстве многое от музыканта-импровизатора, хотя он не раз повторял, что музыкального слуха лишён. С эстрады он рассказывал юмореску о том, как из маленького Андрюши родители пытались сделать будущего пианиста, как загоняли в музыкальную школу, а дома чуть ли не насильно усаживали к роялю по имени «Blutner», но мальчик упорно сопротивлялся. Съезжал с ледяной горки на нотной папке. Именно эти пудовые гири усердия нарастили в юном Андрее мышцы артистизма, находчивости и внутренний такт. Благодаря приобретённому навыку проделывал Миронов на экране чудеса пластической выразительности, был элегантным, как рояль, и в бешеном темпе мог «лететь с одним крылом». Как в многочисленных своих водевильных ролях, в которых Миронов куда-то легко, по-моцартовски, взбегает (например, по трапу самолёта к любимой в «Невероятных приключениях итальянцев в России»), танцует очередное танго (в «12 стульях») или даже взмывает в воздух, помахивая крылышками бяк-бяк-бяк. Десятилетия спустя сыгранные им образы - от министра-пройдохи в «Обыкновенном чуде» до Остапа Бендера - по-прежнему востребованы подражателями и пародистами во всевозможных шоу «Один в один».
Но никто не пытается повторить Андрея Миронова по-настоящему, всерьёз, как ученик учителя, подхватить эстафету праздника на экране. «Вжик, вжик, вжик! Кто на новенького?» Увы, народный кумир огорожен крепостным рвом невозвратного прошлого. Сегодняшний наш кинематограф к подобной эстетике надменно равнодушен..
Читать полностью на Яндекс-дзен