.
Занятный случай произошёл со мной этой весной. В эти дни в Уральском федеральном университете открывается международная научная конференция (назовём её так для краткости) «
Мания / магия истории», посвящённая феномену ностальгии и ретро-ориентации современной культуры. Вы, наверное, догадываетесь, что я не смог остаться равнодушным к такой постановке вопроса, тем более, если в центре внимания конференции, как подчёркивают организаторы, проблема постоянного интереса и «вечного возвращения» российского общества к советской истории. Узнал я о конференции загодя и вовремя отправил заявку на участие вместе с аннотацией моего доклада. «Долгие проводы длинных семидесятых», - так я озаглавил своё возможное выступление (см. ниже текст аннотации), которое я предполагал выстроить на основе анализа современных российских фильмов и сериалов. Постоянные читатели моего блога, возможно, помнят мой относительно недавний текст под названием «
Сегодняшнее кино о 1970-80-х» - своеобразная интеллектуальная разведка боем этой темы.
.
Через некоторое время пришёл ответ: увы, но ваша заявка отклонена, не прошла три фильтра, так как слишком много желающих говорить на тему сериалов. Ну что ж, подумал я, дело житейское, оно же хозяйское. Жаль, конечно (особенно учитывая активное участие в конференции моей родной кафедры). Предмет богатый и заманчивый, сулит перспективу и вообще - интересный разговор мог получиться. Там просто кладезь социальных и культурных парадоксов. Ладно, приберегу тему.
.
Накануне открываю файл с программой утверждённых докладов и вижу, собственно говоря, своего конкурента, которому я проиграл. Удивительное совпадение. Практически на ту же тему выступление Марка Липовецкого, американского профессора (университет Колорадо): «Больше, чем ностальгия: поздний социализм в сериалах 2010-х гг.» Интересно, что Липовецкий как член оргкомитета мою заявку видеть мог и, соответственно, знать тему моего возможного доклада, но не наоборот. Вот такие случаются курьёзы в плане научной конкуренции.
.
UPD. Организаторы уточняют, что Марк Липовецкий заявки не отбирал.
.
Долгие проводы длинных семидесятых
.
Аннотация доклада
Автор - Александр СЕДОВ
.
Доклад фокусируется на современных российских фильмах, сюжет которых развёртывается в период «длинных семидесятых», нередко именуемых брежневской стагнацией или «застоем» и границу которых принято отодвигать до 1985 г., т.е. до начала перестройки. В исследовательскую выборку включены 25 игровых фильмов и сериалов, снятых с 2005 г. Открывает список сериал «Брежнев» режиссёра Сергея Снежкина, получивший хороший рейтинг и признание критиков. Закрывает список фильм «Чемпион мира», посвящённый шахматному турниру между Анатолием Карповым и Виктором Корчным, который состоялся в 1978 г. - этот фильм находится в производстве и, согласно заявлениям продюсеров, должен стать чемпионом кинопроката.
.
Хронологический перечень этих кинопроизведений демонстрирует необычайно активный интерес режиссёров и продюсеров к данному периоду. Многое говорит о структуре этого интереса, как создателей фильмов, так и массовой и элитарной аудитории. Каждая из этих групп, по-видимому, вкладывает собственное отношение к «длинным семидесятым», ожидая лояльных к своим представлениям «киновоспоминаний».
.
Внимание кинематографистов к временному отрезку 1970-1985 гг. распределено неравномерно. Ключевым событием признаётся транзит власти - преддверие ухода генсека Брежнева (канун 1982 года) и сразу после.
.
Особой интригой представляется, на первый взгляд, необъяснимое (точнее - непроговорённое) отнесение сюжетов ряда фильмов, не связанных с рассказом о коллизиях внутри руководства СССР, к конкретному 1979 году. Будет предложена гипотеза разгадки неявного символизма этой даты - через обращение к аналогичному зарубежному опыту мемориальной инсталляции (Vincent_ Starrett_ “Always 1895”).
.
Мотив прощания с советским «застоем» был заложен в отечественном кинематограф ещё в перестройку. В современном российском кино этот мотив трансформировался в мотив прощания и вечного возвращения, в противоречивую формулу «ностальгии и отрицания».