Советский зритель любил детективы

May 25, 2018 13:20

Продолжим тему советских кинодетективов и всё, что с ними связано. Ещё один пролог к разговору о честертоновских экранизациях. Предыдущий пост был два с половиной года назад: " Честертон - парадоксов друг".



Советский зритель любил детективы
Несколько слов о приключенческом кино второй половины 1970-х
Александр СЕДОВ (с) эссе / май 2018 г.
 .
Советский зритель любил детективы, особенно про заграницу. Они дарили иллюзорный шанс побывать там, где он вряд ли окажется, и в обстоятельствах, в которые он вряд ли впутается (и ещё более сомнительно, что выпутается из них). В детективной киносказке могли повстречаться экзотические герои, на которых вряд ли наткнёшься в трамвае по пути на работу: банкир, шпион, мафиози, сиятельный принц, наёмный убийца, дама полусвета и так далее. Как ни странно, но и сейчас, когда эти дамы и господа всё чаще мелькают в нашей жизни, а некоторые так просто не вылазят с экрана - из фильмов, новостей, глянцевых обложек, криминальных хроник и ток-шоу, - их по-прежнему непросто распознать среди пассажиров обычного трамвая.
 .
В то время как в павильонах Ленфильма ещё только сколачивали декорации первых серий «Шерлока Холмса», в Литве уже вовсю трудились над экранизацией детективных новелл Гилберта Кита Честертона, героем которых значился патер Браун.
 .
К тому моменту Прибалтика уверенно застолбила за собой роль эффектной «западноевропейской» натуры и прославилась кинодетективами, в том числе снятыми по произведениям зарубежных авторов.
 .
Разворот к жанру «ножа и пистолета» не был ни аномалией, ни эксцессом, так как целиком соответствовал утвердившейся конъюнктуре - не только идущему от масс запросу снизу, но и спущенному от Совета Министров СССР заказу сверху. Несколько лет как в недрах советского кино исполнялось правительственное постановление по усилению жанрового разнообразия - особый акцент делался на развлекательный компонент.
 .
2 марта 1978 года в правлении Союза кинематографистов СССР обсуждалась программа работы недавно созданного Совета по приключенческому и научно-фантастическому фильму:
 .
«Постоянная потребность массовой зрительской аудитории в фильмах остросюжетных жанров, - говорилось в проектной записке инициативной группы, - красноречиво подтверждена прокатной статистикой и данными социологических исследований. Вместе с тем, именно в фильмах такого рода ощущается постоянный недостаток, а многие картины приключенческого и научно-фантастического жанров не выдерживают критериев художественности и подлинного искусства. - Сетовали члены инициативной группы и переходили к главным аргументам. - В деле коммунистического воспитания молодёжи, духовного формирования нового человека не используется в достаточной мере одно из наиболее эффективных и действенных средств киноискусства. При этом дефицит в остросюжетных, зрелищных лентах с каждым годом всё более покрывается за счёт фильмов зарубежного производства. Такое положение является нетерпимым» (Летопись российского кино: 1966 - 1980; М., РООИ «Реабилитация», КАНОН+, 2015 г., - с. 575).
 .
Таким образом, советской киноиндустрии предлагалось всерьёз заняться если не импортозамещением, как сказали бы сейчас - в эпоху засилья на наших экранах Голливуда, а, выражаясь языком той эпохи, подхлестнуть социалистическое соревнование с Западом в области остросюжетного кино, и детективного в частности. Тем более что яркий пример успеха западного кинодетектива в 1978 году маячил у всех перед глазами: по кинотеатрам СССР прокатился фильм американского режиссёра Сиднея Люмета «Убийство в Восточном экспрессе» - экранизация знаменитого романа Агаты Кристи. Советская критика хвалила картину не только за тонкое искусство стилизации, но и за моральный посыл - выдвинуть на первый план идею «о праве человека вынести кому-то или чему-то свой собственный приговор… - И как резюмировал критик В. Дмитриев: - … ради этого старый роман Агаты Кристи экранизировать стоило» (Владимир Дмитриев. Ключ к прозе Агаты Кристи; - в журнале «Советский экран», №19, 1978 г.). Вновь подтверждалась истина, что проза лучших детективщиков из стран вероятного противника пригодна не только для развлечения. Кинопремьеры последующих лет подтвердили сметливость советских режиссёров.
 .
В том же году под эгидой Госкино была проведена всесоюзная научно-практическая конференция, посвящённая развитию приключенческого жанра.
.


 .
«О приключенческом жанре нередко говорят: он «обречён» на успех. Это не преувеличение, - так начиналась отчётная заметка журнала «Советский экран», в которой недвусмысленно читалась апологетика жанру. - Приключенческий фильм удовлетворяет естественную, особенно для основной массы кинозрителей - молодёжи, потребность в подвиге, в романтике благородного риска. Его отличают острота фабулы, насыщенность психологических столкновений, драматизм борьбы. Действие в нём разворачивается напряжённо и стремительно, а у героев опасная и трудная, полная неожиданностей судьба».
 .
В заметке кратко сообщалось о ходе дискуссии на конференции, пересказывались тезисы основных выступлений. У читателя журнала складывалась впечатление, что всестороннее развитие приключенческого жанра превратилось в дело государственной важности - и это, в общем, было недалеко от истины.
 .
«Выступавшие отмечали, что приключенческий фильм в начале 70-х годов «буксовал», варьируя практически одни и те же сюжеты. Однако за последние три года в разработке этой темы наметился качественный сдвиг. В работу над жанром более активно включились опытные и молодые сценаристы».
 .
После перечисления двух десятков имён шли красноречивые цифры:
 .
«Увеличилось и общее количество приключенческих фильмов. В 1976 году их было выпущено 10, в 1977-м - 15. В нынешнем году выходят на экран 16, а на 1979 год планируется уже 20 приключенческих лент.
 .
«Прогресс налицо», - подытожил приведённые им факты и цифры редактор Госкино СССР И. Раздорский. И вместе с тем это, по его словам, не даёт оснований для успокоения. «Среди многих задач, которые стоят перед приключенческим кинематографом, - сказал Раздорский, - вырисовываются две наиболее важные проблемы. Я сформулировал бы их так: необходимость расширения идейно-тематического кругозора и проблемы профессионального мастерства» (А. Трошин. Приключенческий фильм: вчера, сегодня, завтра; - в журнале «Советский экран», №23 1978 г.).
 .
Стало быть, у советских кинорежиссёров открывалось дополнительное окно возможностей - поиграть в тот или иной острый жанр, а некоторым фортуна (в лице государства) дарила шанс испытать себя на ниве зарубежного детектива.
 .
Аналогичные процессы шли и у «заклятого конкурента» - Гостелерадио СССР. Приключенческим фильмам и телеспектаклям всё активнее давали зелёный свет.
 .
И всё чаще в телевизоре мелькали детективы.
 .
«Ещё не столь давно отношение к ним было не то чтобы отрицательное, но и не очень серьёзное. Теперь положение изменилось, - констатировала газета «Советская культура» ещё в сентябре 1976 г. - Лучшие фильмы и спектакли такого рода, привлекая драматическим накалом борьбы, дают уроки мужества, смекалки, утверждают высокие нравственные ценности. Приключенческому жанру отдают дань известные драматурги и сценаристы, образы их героев воплощают ведущие мастера сцены и экрана. В последние годы таких произведений появляются всё больше, что не может не радовать…» (Ю. Некрасов, В. Новиков. По ту сторону сюжета; - в газете «Советская культура», 7 сентября 1976 г.)
 .
В эту генеральную линию удачно легла заявка на экранизацию Честертона, которая как бы выравнивала тематический план Литовской киностудии. Игра в ретро-детектив - чего же лучше? Никого, по всей видимости, не смущало, а, может, даже устраивало, что детектив «Лицо на мишени» - ещё и политический, а не только сказка про добрую старую Англию.
.
.
------------------------------
продолжение следует

газета_Советская_культура, журнал_Советский_экран, архивы, эссе, essay, tv, кино, Выдуманная англия, movie, выдуманная англия, father brown, fictional england, television

Previous post Next post
Up