"Спрут" по-нашему

Sep 09, 2017 00:32



Адвокат Терразини делает ход первым
«Спрут» по-нашему
Александр СЕДОВ (с) эссе / сентябрь 2017 г.
 .
Благодаря итальянскому сериалу «Спрут» актёр Микеле Плачидо очень полюбился нашему зрителю. Он не просто обрёл славу на земле Пушкина и Достоевского, но стал нам как родной, а потом ещё и обрусел в кинематографическом смысле, когда снялся у В. Бортко в «Афганском изломе» (1991) в роли советского офицера. Зная всё это, начинаешь смотреть на итальянский телеэпос уже иными глазами. Чем больше счёт сериям, тем сильнее подтачивает желание найти параллели с советским кинематографом тех лет: а смогли бы мы также? Ведь советский «Холмс» сумел убедить англичан, так удалось бы нам подобное на итальянском материале? Уж больно колоритны и притягательны характеры.
 .
После долгого и многократного просмотра «Спрута» итальянские актёры начинают восприниматься родными лицами. Даже негодяй Терразини и тот - хорошо знакомый нам свинтус. Как говорится, в семье не без урода, тем более в мафии. И вот уже мысленно примериваешь любимых советских актёров к галерее «спрутовских» лиц.
 .
В процессе мыслительного эксперимента вдруг открываешь удивительные схождения, но и дикие расхождения не только между советским и итальянским кино (и телевидением), но и, говоря шире, между советским миром и миром итальянским, а выражаясь прямо - между советским социализмом и итальянским капитализмом. Именно так - удивительные схождения и дикие расхождения.
 .
Начнём с упомянутого адвоката Терразини, главного антагониста на протяжении первых трёх «Спрутов». Итак, кто из наших актёров мог бы его сыграть - максимально близко к характеру, к рисунку роли, к внешности? Кто из русских актёров 1980-х сумел бы влезть в шкуру этого коварного, хитрого, как лис, адвоката - с узкими щёлками глаз, скользкого, как угорь, и опасного, как змея, способного желчно язвить и одновременно источать средиземноморское радушие? Задача не из лёгких. Подобные человеческие типы оттачивались столетиями пряным сицилийским бризом, полировались лучами слепящего солнца, закалялись ежедневным зноем и консервировались прохладной тенью старинных палаццо… Их живучесть и изворотливость - плод многовековых торговых сношений, где честная сделка и крупный обман не знают строгих границ, как не имеет чёткой границы набегающая морская волна.
 .
Терразини, самый сицилийский из всех сицилицейцев в «Спруте», сумел подчинить себе и лесть и насилие, и даже ухватить бога за бороду - чуточку государственной власти в Риме - мечта амбициозного провинциала и месть островитянина материку. Поразительно, но этого колоритного дельца, утверждающего, что «Италия меньше, чем Палермо», сыграл приглашённый иностранец - французский актёр Франсуа Перье. Значит ли это, что русский артист в этой роли не такой уж нонсенс?
 .


.
Продолжение следует…
 .
P.S.: Имя советского актёра, которого я вижу в этой роли, будет раскрыто в следующей части. Маленькая подсказка: в кино он ни разу не сыграл итальянца, и он один из самых талантливых, а, пожалуй, и гениальных артистов. В его фамилии есть буква «Р»

эссе, essay, tv, кино, комиссар Каттани, television, movie

Previous post Next post
Up