Продолжаем исследовать литературный приём ведения рассказа от "автора-очевидца". Предыдущая часть: "Этюд в белых тонах" -
http://alek-morse.livejournal.com/132426.html.
Протокол свидетеля
Уэллс и Конан Дойл - братья навек
Александр СЕДОВ (с) эссе / март 2017 г.
.
Жюль Верн исправил замысел Эдгара По так, как если бы редактор вздумал исключить марсиан из романа «Война миров».
.
Роман Уэллса тоже написан «автором-очевидцем», и в этом особая его прелесть. Не бродяга в стоптанных башмаках, не безумец ученый, не капитан дальнего плавания, а простой английский обыватель из «миддл-класса» (заслуживающий доверия свидетель) рассказывает нам о прибытии корабля марсиан на вересковую пустошь близ Уокинга и о последующем захвате Лондона.
.
«Ничего этого не было», - с полным основанием мог заявить Жюль Верн, доживший до публикации романа Уэллса. Не было теплового луча, не было разрушения Уэйбриджа и Шеппертона, боевые треножники марсиан не входили в Лондон. Рассказчик всего-навсего свалился в грозу с лошади, и ужасы марсианской оккупации, красная трава и чёрный газ - это надиктованный им в бреду сон. Английская столица благополучно пережила рубеж веков, шагнув из викторианской эпохи в эдвардианскую.
.
Но здравый смысл не дает поверить в такое простое научное объяснение, которое низводит художественный вымысел до уровня исторической правды. И в этом огромная заслуга Герберта Уэллса как рассказчика. Его герой, чьими глазами мы видим исход беженцев из Лондона, и чьей рукой написаны строки, которые мы читаем, наделён такой властью документальной убедительности, как, вероятно, доктор Ватсон в те же годы, описавший погоню катеров по Темзе.
.
Не случайно манера Герберта Уэллса так близка дойловской. Присущий обоим авторам описательно-аналитический взгляд на вещи, жадный до деталей, но осторожный в подборе свидетельств вырастает как бы из самой сути консервативного викторианского общества. Конан Дойл и Уэллс будто пробуют на прочность рационализм английского обывателя.
.
Вот перед нами почтенный университетский профессор - у него дочь, кафедра, научная репутация… И вдруг - он опускается на четвереньки, рычит, лазает по деревьям, - и эти немыслимые для здравого рассудка вещи фиксирует в своём блокноте Ватсон. Причина профессорского «безумия» проста - он решил стать молодым, и теперь впрыскивает себе сыворотку, приготовленную из крови бабуина. Впрысните в этот поздний дойловский сюжет чуть больше юмора и абсурда, и перед вами - ранний уэллсовский. Подобная история могла соседствовать с рассказом Уэллса о мистере Пайкрофте, принявшим древнеиндийское снадобье от лишнего веса, но утратившим в итоге земное притяжение (теперь он вынужден носить свинцовые подштанники, дабы не улететь в стратосферу).
.
.
.
В ту пору публиковалось немало рассказов, героями которых становились учёные-одиночки, энтузиасты-естествоиспытатели, чудачества которых легко переходили в безумства. Но Конан Дойл и Герберт Уэллс казались на удивление достовернее, «реалистичнее» многих. Возможно, потому, что оба играли в одну игру с реальностью. Их «автор-очевидец» был делегатом от реальности, за которой стоял научно-технический прогресс - с телеграфом и паровозом. С другой стороны, «автор-очевидец» являлся доверенным лицом читателя, которому присущи скепсис и ирония. (Джозеф Конрад в письме к Уэллсу назвал его «реалистом фантастики».)
.
В рассказах о Шерлоке Холмсе это качество заложено жанром изначально. Мистика - это еще не разоблаченный фокус мошенника. Сыщик устраивает сеанс разоблачения, а врач - протоколирует. Союз, скрепленный медициной, химией, логикой и юриспруденцией. Научный прогресс на службе здравого смысла - торжество девятнадцатого века. В такую реальность нельзя не верить, даже когда профессора лазают по деревьям, змеи жалят по приказу, а дикие туземцы скачут по крышам Лондона.
.
Именно так, медицина и юриспруденция - столпы викторианского здравомыслия. Примечательно, что один из первых своих детективных романов Конан Дойл написал от имени студента-юриста - неподкупного на выдумки свидетеля. Но и здесь, в «Тайне Клумбера», автор не обошелся без мистики, но ровно настолько, чтобы усилить правдоподобие. Возникшие на пустынном побережье Англии индийские буддисты - только исполнители предначертанной воли, подтверждают заведенный в мире порядок: совесть - главный Судия. Боевой английский генерал, ветеран индийской кампании, защитник империи, лично открывает им дверь, сам отдается в руки их правосудия, сам шагает к страшной бездонной воронке среди трясины. Студенту-юристу остается лишь фиксировать путь по следам:
.
«Никто никогда не узнает подробностей этого дела, - пишет автор-очевидец. - …Нигде не было видно следов борьбы или попытки спастись бегством. Мы встали на колени у края ямы и попытались заглянуть в нее. Из нее поднимались нездоровые испарения, из глубины доносился грохочущий звук воды. Около нас лежал большой камень, и я швырнул его вниз. Но мы так и не услыхали звука или всплеска».
.
Та же авторская формула: свидетель оставляет истину недосказанной, но фактом своего присутствия помогает рассказу казаться правдоподобным, это и подкупает читателя.
.
Не молодой Дойл изобрел автора-очевидца, спешащего заверить свой авантюрный рассказ в нотариальной конторе. За четверть века до «Тайны Клумбера» и шерлокхолмосовских рассказов, это сделал Уилки Коллинз. В начале своего экспериментального романа «Женщина в белом» автор предупреждает читателя: «Эту историю будут писать несколько человек - как на судебном процессе выступают несколько свидетелей; цель в обоих случаях одна: изложить правду наиболее точно и обстоятельно…»
.
Несмотря на то, что автор-очевидец по имени Уолтер Хартрайт - не врач и не юрист, а обыкновенный учитель рисования (иначе говоря, не принадлежащий к кругу «безусловно заслуживающих доверия свидетелей»), он лично ведёт расследование и собирает показания, чтобы впоследствии доказать в суде права своей возлюбленной.
.
.
------------------------------------------
посмотреть мультфильм "Как потерять вес" (реж. Екатерина Образцова, Союзмультфильм, 1986) - экранизацию рассказа Герберта Уэллса "Правда о Пайкрофте"
Click to view