Итак, снова говорим о главном милицейском сериале. Обратимся к сравнительному анализу Пал Палыча Знаменского и Шерлока Холмса. И на то, как ни странно, есть свои основания.
Предыдущие части:
1 - «Князь старых вещей» -
http://alek-morse.livejournal.com/126871.html2 - «Житие и годы» -
http://alek-morse.livejournal.com/127202.html3 - «Улики выходят в свет» -
http://alek-morse.livejournal.com/127352.html.
Интеллигентный сыщик
Следствие по делу о Знатоках
Александр СЕДОВ (с) эссе / сентябрь 2016 г.
.
На середине жизни сериала о Знатоках на советское телевидение ворвался конкурент по имени Шерлок Холмс. Этот факт критиками был замечен не сразу, но год спустя момент соревнования между двумя детективами игнорировать стало невозможно.
.
«Шерлок Холмс в век «Знатоков» названа эта статья, - обращал внимание читателей газеты «Советская культура» в марте 1981 года Юрий Кагарлицкий, литературовед и критик. - Но её с таким же успехом можно было бы назвать «Шерлок Холмс против «Знатоков». Здесь словно бы на поле две команды, и правила игры у них общие - достоверность, психологическая убедительность и, конечно, загадка, которую, впрочем, можно разгадать лишь через ту же правду характеров и обстоятельств. В детективе (удачном, разумеется) подобная линия наметилась сейчас как генеральная. Произошло это не без влияния «Знатоков». Эта серия подчинила себе зрителей не только своими художественными достоинствами, но и самим фактом своей периодичности. К её героям привыкли, они стали ощущаться как реальные лица. Читатели Конан Дойла некогда потребовали оживить Шерлока Холмса. Весть о ранении Томина ужаснула телезрителей.
.
Авторы «Знатоков» и фильмов о Шерлоке Холмсе работали для одной и той же аудитории, и они через неё всё время между собой общаются. Ленфильмовцы следуют тем же правилам, что и их московские коллеги, но у них свои краски - юмористическое «ретро» и несколько отстранённый и при этом любовный подход к героям. Не следует забывать и о том, что действие происходит в разных странах и эпохах. И относимся мы к героям всё-таки по-разному. В случае «Знатоков» мы верим, потому что узнаем, в случае «Шерлока Холмса» мы узнаем, потому что верим. Как ни сопоставимы эти сериалы, близнецами их никак не назовёшь» (газета «Советская культура», 31 марта 1981 г.).
.
.
Знаменский и Холмс в этих фильмах не близнецы-братья, но обладают, по крайней мере, одним общим качеством - интеллигентностью. Сегодня это слово выпало из активного оборота, полузабыто и осмеяно - тем сардоническим смехом, когда вернуть идеал невозможно и легче его похоронить. «Интеллигентность» кажется чем-то старомодным и несуразным, анахронизмом не применимым к современной жизни, балластом на пути к успеху. А в те годы, в печати, на радио и телевидении интеллигентность декларировалась как абсолютная ценность. Считалось высочайшим достижением кинематографа, если образ сотрудника карающих органов обретал черты подлинной интеллигентности.
.
В 1982 году на страницах газеты «Советская культура» первый заместитель министра МВД генерал-полковник Юрий Чурбанов (да-да, тот самый - зять Леонида Ильича Брежнева, в тридцать восемь лет успевший дослужиться до чина генерал-майора, и принесённый в жертву Перестройке) не без гордости отмечал:
.
«Теперь ушли в прошлое произведения, в которых работника милиции показывали либо в комедийном плане, бессмысленно бегающим со свистком, либо в сатирическом - этаким бездушным и бездумным бюрократом.
.
Сегодня сценаристы, режиссёры, актёры стремятся глубже проникнуть в суть милицейских профессий, раскрыть социальную значимость и нравственную красоту их труда, гуманизм и благородство их работников» (Ю. Чурбанов. Экран и закон, - в газете «Советская культура», 10 марта 1982 г.).
.
Высокий начальник признавал, что усложнение образа сыщика на экране отвечает современному моменту, а сумма благородных качеств, пусть и не названная прямо интеллигентностью, должна служить ориентиром.
.
Не знаю, собственноручно ли товарищ генерал писал статью. Для подобных поручений обычно существуют референты и близкие ко двору журналисты (хотя, надо полагать, генерал прошёлся по тексту красным карандашом), но его устами, несомненно, говорила правоохранительная система в целом - какой она хотела быть или, по меньшей мере, казаться.
.
.
А вот как в 1983 году критик Всеволод Ревич живописал портрет Пал Палыча Знаменского:
.
«Он интеллигентен в лучшем смысле слова, он наследник гуманных традиций замечательных русских юристов, рождённых действительностью и прославленных литературой. …Казалось бы, Знаменский настолько положителен, что не должен выглядеть живым человеком, сплошные прописи, а вот поди ж ты - выглядит. …Не растерявшись, актёр принялся за решение труднейшей творческой задачи, которая не удавалась многим его коллегам: превращать букет добродетелей в живого, очень конкретного, как это ни странно, весьма своеобразного и опять-таки ни на кого не похожего человека. (…)
.
Профессионально он безупречен. Всегда внимательный, даже дотошный, ничего не делающий с налёта, никогда не повышающий голоса и не теряющий выдержки, даже когда ему лгут в глаза, однако вовсе не слабохарактерный, способный поставить на место наглеца».
.
Критик не жалел превосходных красок для портрета, и даже в обычных человеческих слабостях Знаменского видел его сильные качества, чем как бы заранее опровергал нефункциональность этого со всех сторон положительного милиционера в реальной жизни:
.
«Временами кажется, что он немного застенчив, и этот оттенок характера в следователе, который вынужден постоянно принуждать людей к неприятным признаниям, - неожидан. Во всех сценах допросов он ни разу не допустил традиционной жестокости. Вспомним, как часто прославленный Мегрэ вёл допрос ночами, сутками…
.
Знаменский прям и прямодушен - и со своими «клиентами» тоже. Они никогда не пытается хитрить, что действует на них подавляюще. (…)
.
Он очень добр, даже мягок, мы отмечаем эту черту, заметную во многих героях советского детектива, но здесь она подкреплена убедительными доказательствами. (…)
.
Наконец, Знаменский, как и его соавторы, законник до мозга костей; в пожилом возрасте он, похоже, станет малость занудой, он словно живое воплощение закона. Наверное, он и улицу переходит только на зелёный и никогда не сядет в электричку без билета. Цельный, умный, порядочный, нравственно здоровый человек - что и делает его близким и нужным для зрителей. (…) …чем дальше, тем больше начинает казаться, что деликатный и чуткий Знаменский - наш близкий знакомый, почти друг дома. Недаром многие письма, приходящие на телевидение, так и адресованы - П. П. Знаменскому» (В. Ревич. Кинодетектив: уголовный розыск и художественный поиск. - М., 1983).
.
.
Похожим образом смотрели критики и на английского сыщика Шерлока Холмса в ленфильмовской экранизации.
.
«Василий Ливанов сыграл именно такого Холмса, которого волнуют не столько загадки, сколько судьбы людей, и убедил не столько умом, хотя им тоже, сколько человечностью», - отмечала в 1985 году Алла Гербер (А. Гербер. Василий Ливанов, - М., 1985).
.
Ещё определённее высказывалась на излёте советской эпохи Любовь Аркус:
.
«…Холмс у Масленникова и сентиментален, и пристрастен - не только к скрипке, трубке, приключениям и химическим опытам, но и к людям. …Ни «холодности», ни «отчуждённости» - наш Холмс всё принимает близко к сердцу, и именно это свойство побуждает сей незаурядный ум пускаться в приключения. (…)
.
Может быть, он и гений, но гений понятный и доступный, такой, каким должен быть каждый, каким каждый может стать. Этим Холмсом легко восхищаться, но ещё легче поверить в реальность его существования, ибо в основе его гениальности - самое реальное и насущное для нас - человечность.
.
…Помните, как разбушевавшийся Ройлотт, отчим и жестокий обидчик сестёр Стоунер в «Пёстрой ленте», нечеловеческим уислием сгибает перед Холмсом кочергу - ну-ка, ты, гнилой мыслитель, знай с кем имеешь дело! Холмс, спокойно проводив его взглядом, легко разгибает кочергу… Он не стал делать этого при Ройлотте - добро не нуждается в доказательствах… Холмс Ливанова - не одинокий гений, не сноб и не отшельник, скорее всего он просто… интеллигент, живущий по всем нормам интеллигентского существования с одним только отличительным свойством - он интеллигент в действии. Он воплощает в себе эту вековечную интеллигентскую мечту - быть способным изменить мир. И изменить его не кулаком, не насилием - а мыслью и добротой» (Л. Аркус. Работа на каждый день: о кинофильмах Игоря Масленникова, - М., 1990).
.
.
Характерно, что в 1993 году, после того как советское государство распалось, а вместе с ним и представление об общественном идеале им поддерживаемое, Аркус исправила свои слова. Должное перестало быть должным, а превратилось в иллюзорное и несбыточное:
.
«Наш Холмс - несбыточный Холмс. Мы любили его, как всё несбыточное, обречённое на невоплощение. Мечты изменить мир не кулаком и не насилием, а мыслью, добротой и интеллигентностью» (журнал «Сеанс», №8, 1993).
.
Кинокритик словно прощался не только с канувшей в лету эпохой, но и с возможностью существования такого неординарного явления как интеллигентный сыщик.
.
.
-----------------
продолжение следует