Японский городовой

May 08, 2016 17:46

Год назад я написал текст " Продолжение следует? Многоточие против запятой" - о судьбе многосерийных телевизионных фильмов в СССР. Сегодня в некотором роде дополнение к нему.
.


Японский городовой, или Страна восходящих сериалов
Человек в телевизионной сетке
Александр СЕДОВ (с) заметка по поводу / май 2016 г.
 .
Два слова о японском чуде. Не мог удержаться от того, чтобы не дать развёрнутую цитату из книги «Многосерийный телефильм: истоки, практика, перспективы» 1976 года.
 .
Этот сборник научных статей был издан по итогам теоретической конференции, состоявшейся в Таллине в 1974 году. Советские киноведы и кинокритики пытались ответить на вопросы; что такое многосерийный телефильм? Куда он эволюционирует? И какой тип сериала предпочтительней для советского ТВ? Специалисты обращались к истории вопроса: что есть сериал в литературе? Чем отличаются фильмы с продолжениями, идущие в кинотеатрах, от телевизионной продукции. Сравнивали с зарубежным опытом.
 .
Замечу, что многосерийные телефильмы в середине семидесятых новинкой у нас уже не были. Первым сериалом отечественного ТВ принято считать фильм «Вызываем огонь на себя», снятый Сергеем Колосовым в 1964 году. Однако и критики и рядовые зрители продолжали видеть в них если не экзотическое нечто, но определённо художественный эксперимент. Сериалы были редкостью. Не было ещё ни ленфильмовского «Холмса», ни «Места встречи изменить нельзя». Следователи Знаменский, Томин и Кибрит только начинали свою долгую телевизионную карьеру. Теоретики ломали голову над тем, какую форму через несколько лет примет многосерийное кино на просторах советского телевидения.
 .

.


.
Взглянем на типичное расписание телевизионных передач в 1974-1975 годах. Кино ограничено показами двух-трёх фильмов в день по двум (или по четырём, в зависимости от региона) программам (каналам). Это кино не обязательно телевизионное - не всегда снято по заказу Гостелерадио. Многосерийные телефильмы и вовсе выходят в эфир не каждую неделю. Правда, их производство год от года росло.
 .
/ газета "Магнитогорский металл", 29 июня 1974 г. /


.
/ телевизионная программа 15 января 1975 г. для Москвы /
.
Кинокритик Виктор Дёмин в статье "Достижения и надежды" рапортовал: 1967 год принёс телезрителям «два многосерийных полотна, 1969-й и 1970-й - по три, 1971-й - пять, а 1972-й - даже десять фильмов. Устанавливаются и падают рекорды серийности: пятисерийный «Адъютант его превосходительства» (1969) тут же побивается шестисерийной «Ночью перед рассветом» (1971) и семисерийными «Тени исчезают в полдень» (1971), а девятисерийное «Аварийное положение» в том же самом 1972 году будет превзойдено двенадцатисерийным повествованием об Исаеве-Штирлице. Общее количество частей всех телевизионных фильмов за год изменялось самым разительным образом: от четырёх частей в 1966-м и семи в 1967-м до тридцати шести частей в 1972-м и пятьдесят одной части в 1973-м.
 .
Успех налицо, - говорил критик, - но, думается, количество подобных приобретений не должно навеять благодушие. Недавние партийные постановления призывают нас повысить критерий оценок, быть более взыскательными в своих похвальных отзывах» (с. 5-6, В. Дёмин. Достижения и надежды, - в кн.: Многосерийный телевизионный фильм, 1976).
 .
Кинокритики всматривались в магическое зеркало телеэкрана, пытаясь наметить, угадать верное направление в эволюции сериалов. Советское телевидение позднее других обратилось к этой форме, и, казалось, имело неплохие шансы избежать чужих ошибок.
 .
 .
Итак, представьте, что, отсмотрев премьеру «Семнадцати мгновений весны» на 1 программе Центрального телевидения СССР в 1973 году, вы, на следующий 1974-ый, откомандированы в Японию. Вас принимает страна-декорация будущего из фильма Тарковского «Солярис», дальневосточная витрина капитализма и сияющего хай-тека. И вам с утра до ночи приходится смотреть и оценивать фабрично-конвейерный поток сериалов:
 .
«Выстраивая отечественную теледержаву, японцы многое заимствовали у более опытного и уже активно действующего американского телевидения, - отмечал И. Генс. - Жители округа Канто (в него входит Токио и шесть прилегающих к нему префектур) ежедневно имеют возможность смотреть телепередачи в общей сложности 130 часов в сутки. На многосерийные фильмы и спектакли приходится в рабочие дни от 20 до 25 часов, в субботние - около 15 часов, и только в воскресенье эта цифра уменьшается до 5 часов в сутки…
 .
Меньше всего включает подобные серии в свою программу японская радиовещательная корпорация Эн-Эйч-Кэй. Это единственная в стране некоммерческая станция, доход которой зависит не от рекламной деятельности, которая для неё запрещена законом, а от абонентской платы владельцев телевизоров.
 .
Напротив, программа пяти крупнейших коммерческих компаний, ведущих вещание на этот район страны, перенасыщена многосерийными фильмами.
 .
Серии включаются в программу по определённой закономерности. В утренние часы в эфир выходят те многосерийные фильмы, которые демонстрируются ежедневно, кроме воскресных дней. Длительность показа такой серии колеблется от 15 до 20 минут. Серии, которые показываются от двух до четырёх раз в неделю, обычно занимают дневные часы. Длительность каждой из них от 30 до 55 минут. А то время, когда телеаудитория наиболее многочисленная, так называемые часы «А» (в рабочие дни от 19.00 до 22.30, по воскресеньям от 18.00 до 22.30), почти сплошь заполнено многосерийными фильмами, прерываемыми лишь пятиминутными врезками новостей и, естественно, рекламой. Эти серии выходят в эфир один раз в неделю и длятся обычно до 55 минут.
 .
Ниже приводятся данные о демонстрации многосерийных фильмов в часы «А» коммерческой станцией Ти-Би-Эс с 23 по 29 декабря 1974 года.
 .
Понедельник: с 18.00 до 18.30, с 19.30 до 21.00 - всего 3 серии.
Вторник: с 18.00 до 19.30, с 21.00 до 22.00 - всего 3 серии.
Среда: с 18.00 до 18.30, с 20.00 до 23.00 - всего 4 серии.
Четверг: с 18.00 до 18.30, с 19.30 до 23.00 - всего пять серий.
Пятница: с 18.00 до 19.30, с 20.00 до 23.00 - всего 5 серий.
Суббота: с 18.00 до 18.30, с 21.00 до 23.00 - всего 3 серии.
Воскресенье: с 20.00 до 21.00, с 22.00 до 23.00 - всего 2 серии.
 .
Приблизительно так же выглядит вечерняя программа других коммерческих станций. В итоге получается, что самое дорогое для спонсоров время, часы «А», отведено в большинстве крупных коммерческих компаний под многосерийные фильмы.
 .
Вышеприведённые данные лишний раз подтверждают притягательность многосерийного фильма для широкого зрителя. Об этом свидетельствуют и данные опроса, проведённые в 1974 году Эн-Эйч-Кэй: из 2500 опрошенных человек в возрасте от 6 до 69 лет 67,5 процентов высказались за многосерийные фильмы-спектакли».
 .
Что же это были за сериалы, да ещё в таком огромном количестве в 1974 году? Частично - это купленные американские: серийные вестерны, приключенческие и развлекательные сериалы, серии ужасов. Частично - свои, созданные на национальном материале с опорой на опыт собственного кинематографа: исторические драмы о ронинах (деклассированных самураях) и феодалах, современные и исторические драмы о гангстерах из якудзы, бесконечные серии мыльных опер о «простом народе» (обычно герой - «белый воротничок»), семейные саги.
 .
/ вступителения из нескольких популярных японских сериалов 1970-х годов:

image Click to view


.

image Click to view


.

image Click to view


.
Мы воспринимаем Японию как абсолютную экзотику и антипод. Однако с той поры мы существенно к ней приблизились. По насыщенности сериалами современное российское телевидение уже куда больше «японское», нежели «советское», только вместо средневековых ронинов - резиденты НКВД, КГБ и ФСБ, и гангстеры смешались с «ментами». Иногда даёт о себе знать и советская традиция многосерийного фильма на историческую тему или экранизация классики, но такие фильмы теряются на общем фоне и редко становятся общенациональным событием.

video, tv, кино, television, movie

Previous post Next post
Up