Интервью о том, почему наше гражданское авиастроение тормозится. Из газеты «МК».
Легендарный авиаконструктор рассказал, почему Россия перестала строить самолеты, покупая «Боинги»
Обломанные крылья Родины
Ольга Божьева .
http://www.mk.ru/social/2015/10/26/legendarnyy-aviakonstruktor-rasskazal-pochemu-rossiya-perestala-stroit-samolety-pokupaya-boingi.html.
Сегодня исполняется 90 лет человеку-легенде, последнему из могикан, выдающемуся авиаконструктору, дважды Герою Социалистического Труда, лауреату Ленинской премии Генриху Новожилову. Вместе с Сергеем Ильюшиным он поднимал в небо самолеты Ил-18, Ил-62. Затем под его руководством создавались такие самолеты, как Ил-76, Ил-86, Ил-96-300, Ил-114. И сегодня, несмотря на возраст, Генрих Новожилов продолжает трудиться в ОАО «С.В.Ильюшина»…
.
- Но все равно Ил-96-300 не заказывают. Покупают «Боинги», «Эрбасы», хотя валютные выплаты по их лизингу теперь неподъемны - авиакомпании на них разоряются. Почему это происходит? Как вообще случилось, что
Россия, привыкшая считать себя крупной авиационной державой, отдала нишу дальнемагистральных самолетов западным компаниям без боя?
- Спросите об этом у товарища Христенко. Это он заявил, что широкофюзеляжные самолеты мы делать не будем. А ведь Ил-96 на тот момент был уже в серийном производстве. Ил-96Т без особых проблем, лишь сделав интерьер, можно было превратить в пассажирский на 380-400 мест. По размерам он такой же, как «Боинг-777». На Ил-96 можно было бы поставить два встроенных трапа, как на Ил-86, чтобы он летал и садился в любых аэропортах.
- Так почему теперь не делаете, когда все кричат об импортозамещении?
- Не ко мне вопрос.
.
И вот вам пример: в июле прошлого года президент Путин приехал на завод в Самару, где делают Ан-140 - хороший самолет, чуть меньше нашего Ил-114. В Самаре президенту говорят: из-за событий на
Украине взаимодействие по Ан-140 с «антоновцами» остановилось, поэтому мы хотим делать Ил-114. Нужно 5-6 миллиардов рублей. Президент отвечает: для такой машины - это не цена вопроса.
- И что?
- Дальше - длинная история… Но если коротко, то Самарский завод - это частный бизнес. Кто-то не захотел поддерживать его бюджетными деньгами. Сказали: строить будем в
Казани. Там прекрасный завод, но сейчас он занимается военными Ту-22М3 и Ту-160. И вот прошло больше года, а решения по Ил-114 так и нет.
.
Если банку не выгодно вкладывать деньги в производство, то он никогда этого делать не будет. И волевым решением здесь ничего не добьешься. Нужно создать такие правила игры, когда инвестирование в производство станет не менее интересным, чем прокрутка денег на торговых операциях.
.
Полностью -
http://www.mk.ru/social/2015/10/26/legendarnyy-aviakonstruktor-rasskazal-pochemu-rossiya-perestala-stroit-samolety-pokupaya-boingi.html