Ватник против Всадника, или плутовской роман о жажде победить

Jan 28, 2016 16:07

Вы не знаете, кто является автором и собственником слогана «Мы победили»? Вы, наверное, не поверите, но, как гласит составленная в двух экземплярах расписка, автором является Петр Войс (Тюленев). Честное слово, так в расписке и написано. Это кажется диким мне одному?



Плакат «Мы победили!», созданный и растиражированный в 1945 году. Автор плаката -художник В.С. Иванов.

Но - обо всём по порядку. Ибо это полудетективная сага для будущих историков современной контркультуры о переписывании истории в ущерб сбрасываемых с ее корабля современников.

7 мая 2015 г. общественность через Фейсбук была оповещена о выставке «Мы победили». В анонсе выставки, в частности, говорилось: «Когда подвиг становится культом, и тиражируется, его смысл выхолащивается. Георгиевская лента сегодня - маркировка провластно настроенных любителей первого канала».



Сверху, как легко увидеть, шла шапка: Выставка посвященная Дню Победы, ElSavo Lab, движение “Синий всадник”, С-АРТ галерея Петра Войса. Выставку, как известно, разгромили сразу же, о чем написали много где, в т.ч. на портале Би-Би-Си и Радио Свобода, где, в частности, говорилось: «На выставке были представлены работы художников из движения “Синий всадник”, арт-лаборатории El Savo - Олега Басова, Лизы Саволайнен и других авторов»; «В Москве разгромлена выставка “Мы победили” арт-группы “Синий всадник”».

Я сознательно цитирую исключительно международные, не зависимые от режима Путина, СМИ: Би-Би-Си и Радио Свобода. И там, и там в контексте этой выставки не только фигурировал, но и доминировал «Синий всадник». На портале Каспаров.ру заголовок еще яснее: «Арт-движение "Синий всадник" открыло выставку "Мы победили"», но там, не ровен час, кремлевские провокаторы постарались ))).



С тех пор наиболее известные представители этой группы Олег Басов и Евгений Авилов покинули Россию, а Петр Михайлович Войс (Тюленев) пошел путем хорошо известного медиа-художника ныне не существующей группы «Война», который набил оскомину созданием ее псевдоистории, в которой Петр Верзилов и Надя Толоконникова были не сооснователями, а случайными попутчиками, стажерами, еще один черт поймет, кем, из группы, якобы, с позором исключенные. П.М. Войс (Тюленев) аналогичным образом исключает из выставки «Синего всадника» - «Синий всадник», сообщая, что «“Синий всадник” … никакого авторского права на все, что связано с проектом и выставкой “Мы победили” не имеет». Вот так! А автором является он сам, Петр Войс.

Не исключено, что особенно подстегнул Петра Михайловича первый приз Альтернативной премии «Российское активистское искусство», присужденный 19 октября 2015 г. Кажется, нигде до этого Петр Михайлович на авторство не претендовал, и ни в Би-Би-Си, ни на Радио Свобода не жаловался.



Процитирую фрагмент текста, написанного Лизой Саволайнен и присланного ею мне 21 октября 2015 года: «В 2014 году, незадолго до празднования 9 мая я сделала набросок акрилом: в мясорубку  загружаются ряды солдатиков, из под ножей выходит “георгиевский фарш”. Я подумала: “если сейчас такая помпа, что же будет на юбилей?!”, и поняла, что необходимо сделать проект на следующий год. Тема войны - часть моей семейной истории. Прадед Михаил Кузьмич Касилов, белый офицер и дворянин, архитекторов и инженер, проектировавший московский Речной вокзал, остался в красной России, несмотря на приглашение его друга И. Сикорского уехать в Америку, заниматься самолетостроением. Прадед отказался, сказав, что он патриот и любит Россию. Первый раз он получил 10 лет за то, что скрыл происхождение, второй раз - опять 10 за то что не скрыл, был амнистирован и пошел в ополчение, в возрасте 56 лет, погиб в “мясорубке” под Ельней, числится как “без вести пропавший”. Из этой семейной истории и появилась мясорубка. С проектом я пришла к Петру Войсу, и предложила ему сделать острую выставку о войне и победе. Ему понравилась идея, и вместе мы разработали концепт и серию визуальных образов проекта «Мы победили». Вместе с Петром мы поехали на поиски солдатиков по детским магазинам, вчетвером - с Олегом Басовым и Александром Пучковым отрезали от солдатиков подставки, мясорубку я попросила у мамы, ленты насобирала на улице. Для других объектов ленты были закуплены Войсом в количестве 25 метров. Олег Басов монтировал выставку самостоятельно, ватники, привезенные мной с дачи, он разместил на полу на красном фоне, застывшие в марше. Ржавый моток колючей проволоки, ставший «Венком Победы», и просаленные грязные телогрейки валялись 20 лет гараже без дела, и теперь я была рада найти достойное применение этим предметам (кто получается автором работы - если ватники и идея их выставить - мои, а способ размещения - Басова?)  Инсталлировали мясорубку мы тоже вчетвером, обсуждали, какое размещение будет более эффектно».



Оригинальный рисунок Лизы Саволайнен

Итак, выделим главное в тексте Лизы: «я сделала набросок акрилом: в мясорубку   загружаются ряды солдатиков, из под ножей выходит “георгиевский фарш”… С проектом я пришла к Петру Войсу, и предложила ему сделать острую выставку о войне и победе… Олег Басов монтировал выставку самостоятельно… ватники и идея их выставить - мои, а способ размещения - Басова».

А что утверждает Петр Войс? «Настоящей распиской удостоверяется, что единственным автором графической работы с мясорубкой, опубликованной в Fасеbоок и Instagram в 2014-2015 годах, является Лиза Саволайнен, авторами инсталляции с мясорубкой, вошедшей в выставку "Мы победили" 2015 года, являются Петр Войс (Тюленев) и Лиза Саволайнен, автором фотоколлажа с мясорубкой вошедшего в выставку "Мы победили" 2015 года, а также автором и собственником слогана "Мы победили", под которым проходила одноименная выставка, является Петр Войс (Тюленев)». А «“Синий всадник” … никакого авторского права на все, что связано с проектом и выставкой “Мы победили” не имеет».

К сожалению, верный последователь медиа-художника, во внутригрупповой переписки «Войны» не зря называемого плутом (иногда с большой, а иногда с маленькой буквы), продолжает переписывать историю: хотя выставка была разгромлена еще в начале мая 2015 года, и с тех пор не возобновлялась, последний раз он редактировал ее пост-фактум написанный им пресс-релиз неделю назад, в январе 2016 года! Среди других изменений обращает на себя внимание подмена движения «Синий всадник» неизвестными миру «Синими ватниками» - сам этот оборот был введен Петром Войсом в ходе его акции, проведенной в московском метро и выложенный в ЮТуб 1 декабря 2015 года, спустя более чем полгода после той выставки и ее разгрома! Мне эта акция, прямо скажу, активно не понравилась, о чем я весьма деликатно, но четко Петру Михайловичу и написал - и вот какой ящик Пандоры тут открылся...

Я не буду спрашивать вновь, с чего кто-то решил, что радикальные оппозиционеры более порядочные люди, чем те, кого они праведно обличают - понятно, что на этот вопрос ни у кого ответа нет. Я публикую этот текст, главным образом, для историка будущего, которому правда будет важна сама по себе - как она сама по себе важна мне.

P.S. Продолжение банкета.

Эпштейну А.Д.

ПРОТЕСТ

Уважаемый Александр Давидович!

19 ноября 2015 года под Вашим руководством  Лизе Саволайнен и арт-группе «Синий всадник» была присуждена Альтернативная премия «Российское активистское искусство» за фотоколлаж «Мы победили», авторами которого они не являются. У этой работы, равно как и у всех других работ, принимавших участие в выставке «Мы победили», проходившей в нашей галерее с 7 мая по 7 сентября 2015 года,  есть свои законные авторы https://www.facebook.com/media/set/?set=a.899553976771059.1073741844.150523171674147&type=3 .

Обращения по этому поводу в Ваш адрес непосредственно художников, чьи авторские права таким решением были нарушены, Вами по надуманным основаниям были отклонены.
По этому поводу заявляю решительный протест и считаю, что для Вашей репутации будет правильным все-таки найти способ устранить возникший конфликт. В противном случае  галерея будет вынуждена защищать права своих авторов другими способами.

Директор галереи С.АРТ Тюленева Г.Е.
05 апреля 2016 года

*

Тюленевой Г.Е.

Уважаемая Галина Евгеньевна,

проведенной тщательной проверкой установлено, что информация, изложенная Вами и, как я понимаю, Вашим супругом, равно как и информация, изложенная на странице в Фейсбуке, которую возглавляемая Вами галерея продолжает редактировать и переписывать и спустя 11 месяцев после события, к которому она относится (выставка с 7 мая по 7 сентября 2015 года, разумеется, не работала, и ее пресс-релиз странно продолжать переписывать в марте 2016 года), не соответствует действительности.

Информация была еще в мае 2015 г. адекватно изложена на порталах Би-Би-Си, Радио Свобода (http://www.svoboda.org/content/article/27006054.html) и других. Эта информация не была опровергнута, она и поныне размещена на порталах этих международных информационных агентств, и Альтернативная премия была присуждена тем, кто был указан в их публикациях автором работы.

Будучи профессиональным социологом культуры, получив спустя более чем полгода после присуждения премии письмо Вашего супруга, разительно контрастировавшее со всем, что он писал мне прежде, я внимательно разобрался в данном вопросе, изложив правдивую канву событий так, как я ее понимаю, в своем блоге: http://alek-epstein.livejournal.com/106116.html

Правдивая канва событий была также изложена г-ном Алексеем Домниковым (https://www.facebook.com/photo.php?fbid=917045305077683&set=a.520655211383363.1073741826.100003166664391&type=3&theater),
г-ном Олегом Басовым и г-жой Ириной Думицкой (http://vk.com/wall-58170364_572)
и г-жой Лизой Саволайнен (https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10203978563943185&set=a.1376310746554.46593.1795413491&type=3&theater).
Кроме того, со всеми этими людьми - а именно и только они тут, используя Вашу терминологию - "непосредственно художники" - я находился в переписке по поводу данного вопроса. Все эти люди, изложив подлинную историю вопроса, не оставили камня на камне от Ваших и Вашего супруга неуместных требований. Есть и видеозапись, на которой лично Ваш супруг произносит слова, противоположные тому, что Вы и он пишите сейчас (Вы можете эту видеозапись посмотреть сама: https://www.youtube.com/watch?v=jFO7Zjnfu48).

Не имея никакого желания каким бы то ни было образом продолжать этот неуместный обмен посланиями, я призываю Вас и Петра Михайловича не позориться дальше и не переписывать историю. Никто в профессиональном сообществе не признает черное - белым, а белое - черным.

Особо обращаю Ваше внимание на неуместность предъявления каких-либо требований и выдвижения угроз в мой адрес, ибо я сам ни с какой стороны не являюсь в данном вопросе правосубъектной стороной.

д-р Эпштейн А.Д.

*

Уважаемый господин Эпштейн!

По поводу «проведенной тщательной проверки» прошу уложить в сознание, что:
1.    Вас никто ни уполномочивал проверять деятельность галереи, к которой Вы не имеете никакого отношения и иметь, слава богу, никогда не будете. В этом я Вас хочу заверить.
2.    Неприлично для ученого, каковым Вы себя представляете, вести переписку на языке мелких оскорблений, которые Вы себе позволяете, через слово напоминая о моем супруге. В данном случае я для вас директор галереи С.АРТ, и не более, а супруг - это мое личное дело, в которое я не разрешаю вмешиваться никому.  А Вам, имеющему устоявшуюся репутацию фальсификатора, тем более.
Что касается Ваших оправданий с привлечением кучи сторонней публики, то хочу Вам заявить, что во-первых: они носят жалкий характер,  во- вторых: никаким образом не подтверждаются приведенными публикациями Русской службы Би-Би-Си и радио «Свобода», не говоря уже о других авторитетных источниках, которые Вы просто игнорируете, и в-третьих: о выставке имеется единственно достоверная информация на официальной странице галереи,  за которую я, директор, несу полную ответственность. При этом обращаю внимание, что никаких серьезных изменений в разделе выставки «Мы победили» по сравнению с 7 мая 2015 года, когда информация о ней была разослана во все средства массовой информации, не произошло. Единственное уточнение, сделанное позднее, связано с тем, что питерская группа «Синий всадник» в меркантильных интересах необоснованно заявлять претензии на авторство и в этой ситуации, галерея была вынуждена официально распространить полный список  принятых для выставки «Мы победили»  работ с конкретными авторами.

Также прошу Вас уразуметь, что беспардонно скопированный питерскими художниками бренд «Синий всадник», является слишком объемным для того, чтобы быть категорией авторского права..Никто, а Вы со своей репутацией , тем более, в этот список права вмешиваться не имеете, поскольку и в этот раз стыдным и жуликоватым образом пытаетесь перевернуть суть дела под свою эфемерную модель, действительности не соответствующую.

Еще раз прошу Вас не лезть туда, куда Вас не приглашают. Оставьте галерею в покое, живите себе тихо в Иерусалиме, грейтесь не солнышке, пишите книжечки для болванов, а от нашего искусства уберите руки прочь. Без Вас разберемся. Если же Вы намерены и дальше распространять инсинуации, в которые возможно искренне верите, то советую делать это Вам цивилизованно - через суд, который единственно сможет Вам репутацию подправить, если  конечно Вы убедите его в своей правоте. А иначе опять все Ваши праведные действия «независимого эксперта»  будут называться не иначе, как мерзостью и пакостью.

С подтверждением протеста от 05.04.16г.
директор галерея С.АРТ Тюленева Г.Е.

12 апреля 2016 г.

*

Уважаемая Галина Евгеньевна,

поскольку Вы ни с какой стороны не являетесь фигурой, релевантной для данного обсуждения, не имея никакого отношения ни к группе "Синий всадник", ни к созданным ее членами-художниками работ, я не буду продолжать этот бессмысленный диалог, тем более в том возмутительном тоне, который Вы себе позволяете.

Всем всё ясно и понятно, и, учитывая такое большое свидетельство людей, которые на выставке были в тот практически единственный день, что она работала (Ваш супруг решил самоустраниться и в день приезда разгромивших выставку сотрудников Центра Э был, напомню, на даче), ситуация не требует дополнительного прояснения. Согласно имеющимся достоверным свидетельствам, распространяемые на сайте Вашей галереи данные о том, будто выставка продолжала работать с 9 мая по 7 сентября 2015 г. являются не более чем фантазиями, за которые несете ответственность исключительно Вы с Петром Михайловичем, коль скоро Вы принимаете ответственность за ФБ-страницу, на которой эти фантазии размещены.

Разумеется, мне совершенно незачем ни перед Вами, ни перед Вашим мужем (а до Вас мне не так давно послал аналогичное письмо он, на которое Вы сослались в своем послании мне) оправдываться. Будучи социологом культуры, я делаю свою работу честно и непредвзято. Разумеется, социолог не нуждается в каком-либо приглашении чтобы изучать то, что он считает нужным изучать - и делать свои беспристрастные выводы достоянием общественности. Это - самая суть социальной миссии социолога, и я рад, что честно выполняю ее. Я совершенно не нуждаюсь в том, чтобы те или иные интересанты (например, Вы и/или Петр Михайлович) одобряли мои действия.

Хотя, знаете, попросите Петра Михайловича переслать Вам его мне письма. Вот, например, от 5 ноября 2015 г.:
"После некоторых  раздумий об издании «Теория и практика активистского искусства» пришел к выводу, что писать об этом сложно в целом и в моей ситуации лучше сделать его на основе галерейных акций, выставок проектов, которыми мы занимаемся  с 2000 года. ... Если Вы согласитесь, написать свой текст к такому изданию, я буду безмерно счастлив. В случае согласия, работы я соберу и Вам переправлю.
По школе активистского искусства. ... Был бы признателен, если на этой стадии Вы согласились быть патронажным куратором этой школы.  Один уже есть  -  зто Саша Шабуров.  Ну, а дальше посмотрим. Конечно для школы будет событием, когда  лекцию  (лекции) будет проводить сам  Алек Д. Эпштейн".

Я с 5 ноября 2015 г. не изменился, поэтому Вы можете сделать своего супруга "безмерно счастливым", ибо можете рассматривать всю эту переписку как неотъемлемую часть будущего издания "Теория и практика активистского искусства". Я даже готов когда-нибудь и лекцию об этой саге провести - не знаю, станет ли она событием, но чем черт не шутит, пока ангелы спят.

Остаюсь, как и прежде, независимым ученым-социологом,
Алек Д. Эпштейн
Previous post
Up