Образовательный багаж ребят в области еврейской и особенно израильской истории остается сравнительно небольшим. На просьбу написать имена трех самых известных, по их мнению, людей в еврейской истории 10% респондентов не смогли ответить ничего, еще 16% вспомнили только одно или два имени, почти половина (49%) опрошенных называли исключительно имена из Торы и книг Пророков, среди которых: Моисей, праотцы: Авраам, Ицхак и Яаков; праматери: Сара, Ривка, Рахель и Лея; царь Давид; царь Шломо; пророки Йешаяу (Исайя) и Элияху (Илия) и некоторые другие. Лишь чуть менее четверти опрошенных смогли вспомнить три значимых внебиблейских имени из истории еврейского народа. Наиболее часто упоминались Альберт Эйнштейн, Марк Шагал, Зигмунд Фрейд, Шолом-Алейхем, Марк Цукерберг, а также рабби Акива, Любавичский ребе и др. Почти никто не назвал ни одного из русских, украинских, белорусских или молдавских евреев XIX-XX веков, хотя среди них есть люди, имена которых вошли в многочисленные энциклопедические словари, о которых изданы книги, сняты фильмы и телепередачи. Никто не отметил ни единого деятеля культуры на языке идиш. Имена Соломона Михоэлса и Переца Маркиша, Василия Гроссмана и Ильи Эренбурга, Бориса Пастернака и Осипа Мандельштама, Самуила Маршака и Аркадия Райкина, Давида Ойстраха и Леонида Когана, Давида Самойлова и Иосифа Бродского, не говоря уже об Ицхоке-Лейбуше Переце и Менделе Мойхер-Сфориме, не были упомянуты ни в одной анкете - это наследие совершенно неизвестно ребятам. Их еврейское самосознание сформировалось не в семьях, а путем «культурной интервенции» извне, отражая израильское, в значительной мере - израильское религиозное понимание сравнительной значимости тех или иных пластов еврейской истории.
Мои
заметки о пост-советском еврействе завтрашнего дня.