Плохому танцору посвящается
На улицах Москвы
появились плакаты с социальной рекламой про Есенина и интернет-пиратство. Сейчас мы расскажем о том, почему эта реклама - полная хуета. Как метко заметил кто-то в комментах на странице проекта: «Кошмарный лицемерный кошмар и пиздец».
1. На каждом из плакатов начертана центральная фраза проекта, содержащая основной его пафос: «Если бы в XIX веке [в начале XX века - для Есенина] существовало интернет-пиратство, многим писателям пришлось бы менять профессию». Из чего, спрашиваем мы, следует данный тезис? Из нихуя. Сегодня, в XXI веке, существует интернет-пиратство? Безусловно! Многим ли писателям пришлось менять профессию? Не видно таких.
Да и что это значит «менять профессию»? Если ты попробовал стать писателем или поэтом и затем понял, что у тебя ничего не получается, что людям не нравится читать то, что ты пишешь, и ты осознал, что пора идти учиться на инженера, - называется ли это «поменять профессию»? Потому что те люди, книги которых читателем востребованы, - прекрасно чувствуют себя в наш век планшетов и соцсетей: они читают лекции в университетах (или на улицах городов), они снимают кинофильмы (и телесериалы) по своим романам. Они публикуются и публикуются, на бумаге и на экране, и бог знает как и где ещё.
Вообще, когда видишь эту рекламу на улице, то сразу почему-то приходит на ум, что это реклама не против пиратства, а против интернета. На днях о роли сетевых технологий в жизни современного российского общества прекрасно
высказался Иосиф Давыдович Кобзон. Однако, что касается «интернет убил литературу», то все мы можем вспомнить имена столичных поэтесс, которых вообще никто не стал бы никогда читать, если бы не публикации в блогах.
2. Плакаты различаются указанием на «потенциальные» профессии русских писателей XIX и XX веков: Достоевский игрок, Чехов врач, Горький пекарь, Есенин мясник.
Во-первых, нет такой профессии - игрок (и не надо мне про спортивные состязания по покеру, пожалуйста! в случае с Достоевским это была, как и вообще в подавляющем большинстве случаев, скорее болезнь и уж точно не работа).
Во-вторых, какова будет первая реакция пекаря и мясника, которым случится встретить такой плакат? «Ну я вот мясник. Так я, значит, хуйло, что ли, какое-то? Вы охуели там?!» - скажет наш мясник и будет совершенно прав. Все профессии нужны, все профессии важны. Трудно представить себе труд более благородный и почётный, чем выпекать душистый хлеб, чтобы всем нам было на что намазывать масло по утрам.
В-третьих, очевидно, что врачи сейчас и подавно должны совсем охуеть от посыла «хорошо, что Чехов не стал врачом, ибо нехуй» (особенно учитывая, что Чехов врачом-то, собственно, стал и оставался им всю свою жизнь: на это совершенно справедливо указывается
прямо здесь же, на плакате). Почему врач это плохо? Нет ответа.
3. С чем призваны бороться эти плакаты? С интернет-пиратством? С преступниками, которые незаконно издают чужие произведения при помощи компьютерных технологий? Отлично. Как и тех преступников, которые 100 лет назад незаконно издавали чужие произведения при помощи типографской краски, - их нужно наказывать. Это рутинная работа правоохранительных органов, которую, да, безусловно нужно проводить. Но причём тут утверждение «Если бы при Пушкине был интернет, то великой русской литературы бы не стало» - я не могу уразуметь.
4. Есенин после школы пошёл работать в мясную лавку. Бедный Есенин! А вы хотели бы, чтоб ему сразу после школы Нобелевскую премию выдали? Горький в юности работал в пекарне. В юности! Я, конечно, не писатель, но кем я только, знаете, в юности не работал! - и грузчиком на заводе, и разнорабочим на стройке, и продавцом в магазине. А вы думали, что каждый будущий писатель рождается уже сразу с идеями своих романов, с черновиками поэм? и что уже в раннем детстве у него вырастает длинная борода, как у Толстого? Существует мнение, что для того, чтобы заниматься писательским трудом, необходимо знание жизни, приобрести которое невозможно, если не жить - не менять профессии, города, не общаться с людьми, не учиться. Да, существует потомственный аристократ Набоков (который, кстати, всю свою жизнь писал не о чём-нибудь, а о том, что было известно ему не понаслышке: о жизни российских дворян в период революции и в эмиграции). Но существует также и кочегар Цой, например :)
Здесь не место для спора о необходимости для художника знать жизнь и в ней черпать тему и вдохновение, но кажется очевидным, что если ты никто, не стал никем, ничего собою не представляешь, то ни пираты, ни их отсутствие, тебе не помогут: люди не будут читать то, что ты написал. А если людям нравится то, что ты делаешь, если им нужно то, что ты производишь и продаешь, - будь то хлеб или одежда, музыка или литература, - ты будешь счастлив.