В короткий промежуток между концом света и концом года хочу все же успеть отчитаться о первом путешествии Анатолия. Ездили мы в начале сентября, но написалось все только сейчас
Для первой поездки с сыном мы выбрали хорошо знакомую, европейскую и в то же время местами русскоговорящую страну в автомобильной доступности. Полный маршрут получился таким: Москва-Витебск-Пярну-Курессааре-Таллинн-Великий Новгород-Шатрищи (наша деревня в Тверской области, недалеко от Кимр)
Немного фотографий я показывала
здесь и
здесь, что называется «с колес». Сейчас же, почти через полгода, наконец-то добралась до того, чтобы подробно написать о том, как все было и показать фотографии
Для удобства я напишу 2 поста. В этом, первом, будут подробности для автоманьяков вроде нас, а фотографий не будет. Так что сами решайте, надо ли вам читать дальше
Часть 1. Про дороги.
Традиционно, часть текста посвящена автопутешественникам, которые захотят воспользоваться нашими дорогами. Так как, по многочисленным отзывам, легендарная трасса М9 «Балтия» в этом году стала еще хуже, а М10 «Скандинавия» (или ж она теперь печально популярная «Россия»?) нам никогда не нравилась, мы решили сделать «финт ушами» и поехать в Эстонию аж через Белоруссию. А так как с нами был пассажир, не привыкший проезжать по 1000 км в день, мы разбили дорогу на 2 дня (получилось примерно по 550 км)
Ранним субботним утром (очень ранним, чтобы Толик хорошо спал в машине) мы выехали из Москвы по трассе М1 на Смоленск. Около Москвы было немного тесно, поток шел со скоростью примерно 60 км/ч к тому же тут тоже присутствовал какой-то ремонт и светофоры. Однако мы быстро выбрались на оперативный простор и дальше... не заметили как доехали до Витебска
Дорога хорошая, практически без ям, до Смоленска по 2 полосы в каждую сторону, что избавляет от необходимости обгонять по встречке или плестись за какой-нибудь фурой. Машин немного. После съезда с трассы в районе Смоленска дорога становится уже, но машин по-прежнему мало, так что обгоны не напрягают. Единственная заминка произошла на подъезде к Белоруссии, когда один из двух наших навигаторов вдруг предложил ехать в какой-то объезд. Оказалось, что у него почему-то отсутствует кусок дороги, проходящий через границу. Хорошо, что у нас был второй навигатор, в котором эта дорога была. Но если ехать с одним, то нужно, наверное, захватить с собой карту или тщательно проверить путь дома. Я так понимаю, что с картами Белоруссии у навигаторов часто бывают проблемы
После остановки, прогулки и ночевки в Витебске мы двинулись дальше и по местным дорогам выехали на трассу Рига-Санкт-Петербург. Далее дорога была нам знакома: Пустошка, Опочка, в Острове налево и по маленьким дорожкам, в объезд Пскова на дорогу, ведущую из Пскова к пограничному пункту Шумилкино (Лухамаа). Тут можно поехать и через погранпункт Печоры(Койдула), туда ведет платная дорога, но мы им никогда не пользовались, так что рекомендовать не могу
Границу прошли минут за 15. По-прежнему русским машинам не надо заполнять декларацию и по-прежнему для них на российской границе отдельная очередь. В этот раз, правда, на границе совсем не было «бензовозов». Говорят, что приняли какие-то меры, чтобы им стало невыгодно ездить, но надолго ли это, я не знаю
Эстонские дороги, традиционно, отличны и скучны невозможностью нарушить скоростной режим. В этом году еще и знаки «100» отменили и вне малочисленных автострад можно ехать не больше 90 км/ч
Обратный путь был спланирован через Нарву и далее по питерской трассе. На границе потребовался час. Напоминаю, что теперь при прохождении любого пограничного пункта (Нарва, Койдула или Лухамаа ) необходимо заранее забронировать себе и своей машине электронную очередь
тут. В «горячие времена» (лето, конец длинных выходных и т.п.) лучше делать это до поездки, так как иногда и за неделю нужное время и день бывают заняты. Я всегда бронирую очередь в рамках подготовки к поездке, вместе с отелями, паромами и прочим
На транзитной площадке с нас взяли 3 евро что-то типа «за пользование зоной ожидания», которой мы не пользовались. Но это такая небольшая плата за цивилизованное пересечение границы, что не жалко (хотя и вспоминаешь, что «пять старушек - уже рубль»). После посещения этой «Зоны ожидания» мы с заветным билетиком поехали к границе, причем не так, как рисуют на сайте, а напрямую, через город, не забыв в самом конце, перед площадью повернуть направо и затем налево.
Эстонскую часть границы прошли быстро и, традиционно, зависли на мосту, хотя и были на нем первыми. Минут, наверное, через 20-30 товарищу в первой будке поступила команда нас запускать и мы поехали в специальный «зеленый коридор» для машин с русскими номерами (на самом деле для «автомобилей, зарегистрированных на территории Таможенного союза»). Там нас осмотрели очень быстро и мы двинулись на бескрайние родные просторы
На просторах все было непросто
- Кингесеп объезжать не рекомендую. Видимо объездная дорога там ничья, потому что с каждым годом она хужеет. Проехали через город без проблем и приключений
- Питер стоит объезжать не по КАДу, чтобы не тратить время на пробки при въезде-выезде, а по отремонтированной дороге А-120. Поворот с трассы в населенном пункте Черемыкино. После объезда вы оказываетесь на питерской трассе в районе Тосно
- И тут начинается самое интересное. Так как там идет ремонт дороги. На деле это означает, что асфальт уже есть, а больше ничего нет - ни разметки, ни разделителя дороги, ни обочин.. в общем, не рекомендую оказаться там в темноте
В остальном трасса более-менее, если вообще этот трехполосный ужас (когда одна полоса «то вашим то нашим» и меняется каждые 600-800 метров ) может считаться нормой. Много фур, грузовиков (ремонт же дороги идет) и прочих неспешных автомобилей. От этой дороги, в отличие от минского шоссе, очень устаешь. Если бы нам не надо было ехать обратно на дачу, я бы, конечно, поехала обратно тоже через Витебск
Ночевали в Новгороде. В городе пробки даже днем, дороги узкие, пробирались до отеля долго. Но успели погулять по городу и поужинать
На следующий день выехали аж затемно, но до Великой пробки в Вышнем Волочке добрались часам к 9, когда она уже была во всей своей красе. Сразу по окончании пробки запили это дело кофе на BP, покормили машинку и Толяна и поехали дальше. В Твери свернули на «козьи тропы» и примерно через 100 км добрались до дачи
Общий итог дорожной части:
- Хорошо, хотя и несколько дольше, ехать в Эстонию через Белоруссию. Остальные дороги - мучение
- При поездке с маленьким ребенком надо выезжать как можно раньше, чтобы захватить часть его ночного сна и подстраивать свои остановки-пересменки-заправки под его просыпания
- 550 км в день при двух водителях - фигня. В следующем году, думаю, все же будем ехать одним днем
Все участники экспедиции - довольны! Подробности самого путешествия в следующем посте.