Скримшоу - искусство гравировки на кости, искусство китобоев 18-19 веков. Когда на горизонте не было ни одного кита, матросы занимали себя изготовлением безделушек из побочных продуктов промысла. Думаю, мастер-класс будет интересен многим, потому что рисунок смотрится очень красиво и эффектно, но не требует никакого особенного инструмента, а в нашей стране практически неизвестно.
Классическое скримшоу делается на благородной кости (бивень мамонта, слона, наврала, клык моржа, зуб кашалота, гиппопотама) или роге (олень, лось, буйвол, корова). Но можно работать на любой гладкой поверхности, на которую можно нанести царапину, хоть на панели корпуса сотового телефона. Только далеко не у каждого хватит усидчивости, чтобы потратить десять часов на простой рисунок.
Китобои работали перочинными ножами и иголками для парусов при свете масляной лампы, без оптики. Можно использовать лупу, бинокуляр, микроскоп - все зависит от доступности оптики, зрения, твердости рук и требуемой детализации.
Для подкрашивания рисунка можно использовать художественные краски, тушь, мягкие карандаши. Китобои втирали сажу от маслянной лампы.
Мне нравится работать на бивне мамонта - десятки часов, которые трачу на рисунок, достойны того, чтобы использовать качественный и необычный материал.
В первую очередь, нужно подобрать рисунок и подходящий кусочек бивня. Мне понравилась эта антропоморфная кошка работы
Miyagami.
Нужно выбрать кусочек не слишком большого размера, куда хорошо впишется картинка с точки зрения композиции. Можно сделать наоборот, масштабировать картинку, исходя из "хоста"
Поверхность, особенно, если речь идет о кости, должна быть идеально отполирована и не иметь трещин (если они не будут обыгрываться). Любые поры, каверны, трещины, при работе будут расти. И если пятнышко на фоне можно замаскировать, то трещина в на месте глаза все испортит.
Поверхность нужно тщательно отшлифовать. Вручную, чтобы не перегреть материал. Проще всего это сделать, шлифуя на листе наждачной бумаги на стекле. Далее необходима полировка в зеркало. Часто после полировки проявляются огрехи, и приходится возвращаться к наждачной шкурке.
После полировки поверхность нужно проверить. Для этого наносим краситель, и не просто размазываем, а "вбиваем" краску в поверхность. Если краска останется нужно шлифовать заново. Любые огрехи поверхности будут расти и лучше потратить сейчас 30 минут на шлифовку, чем несколько часов обыгрывать или скрывать огрехи.
Накладываем рисунок, закрепляем - я используя малярный скотч. Он не оставляет следов и достаточно надежно держит. Но есть и множество других способов закрепления или переноса начального рисунка. Для нанесения рисунка использую переточенные стоматологические боры. Они недорогие, твердые и удобно фиксируются в цанговых зажимах или самодельных держателях. Можно просто вклеить в корпус шариковой ручки. Для воспроизведения мелких деталей игла должна быть заточена очень остро. Настолько остро, чтобы легкое касание кости оставляло след. Да, именно легкое прикосновение иглы под своим весом, и периодически иглу нужно подтачивать.
Рисунок аккуратно накалывается через бумагу. Нужно обозначить основные контуры, по возможности - и детали. Но из-за толщины бумаги и особенностей печати принтера, в деталях легко ошибиться.
Спустя час рисунок наколот, на обратной стороне бумаги уже что-то видно. Можно ставить точки не так часто.
Если ловить блик, на кости тоже виден рисунок. Как и небольшие неровности кости.
Затираем краской.
Удаляем краску салфеткой. Все прорисовано, но это самое начало. Впереди еще очень много работы...
Прорабатываю глаза и контуры морды. Наколы должны быть легкими и тонкими.
Глаз уже смотрится очень натурально и выразительно.
Ушки.
Основной контур. Справа от хвоста проявилась трещина. Остается надеяться, что не пойдет дальше.
Если посмотреть на свет, видно, что наколы - это углубления. Но на ощупь кость гладкая, из-за того, что наколы очень мелкие.
Если надавливать сильно, мягкие материалы будут вспучиваться вокруг накола, а твердые будут просто скалываться.
Контуры готовы, впереди самый важный этап - объем и детали. Именно то, почему скримшоу выглядит так эффектно и именно то, что находится на кончиках пальцев. То, что можно только ощутить, то, что нужно чувствовать.
Добавляем объем на морде.
Добавляю полоски. Часто приходится переходить к другим деталям и доделывать упущенное. Например, заметил отсутствие тени в ушке, добавил.
Полоски на туловище, проработаю грудь.
Туловище.
Джинсы, начинаю работать с хвостом.
Прорабатываю полоски.
Одна точка может очень сильно изменить общее впечатление о картинке, поэтому каждую точку нужно ставить вдумчиво, а не изображать швейную машинку. Вот, как это выглядит.
Click to view
И результат. Есть небольшие огрехи, которые учту в следующих работах.
И монетка для масштаба. Обратите внимание на детализацию. Самому не верится, но на работу ушло около двадцати часов...
UPD: Киска достойна подставки. Взял небольшую ореховую плашку и за одни вечер сделал поставку. Получилось грубовато, в следующий раз будет лучше.
Пропил под небольшим углом, внутрь пропила вклеена замша. На нижней стороне тоже замша.