Астрономический резон осеннего календарного сдвига

Oct 18, 2008 18:28


Даты еврейского календаря определенным образом связаны с днями недели: конкретное число конкретного месяца не может прийтись на какой угодно день, но в каждом году возможен лишь один из относительно немногих вариантов. Так, например, первый пасхальный праздник (15 нисана) может выпасть только на воскресенье, вторник, четверг или субботу, а день Ошана рабба (21 тишри) - только на воскресенье, понедельник, среду или пятницу. Это позволяет избежать некоторых неудобных празднично-субботних сочетаний и достигается засчет сдвига новолетия относительно календарного новолуния месяца тишри.

Техника следующая. День новолетия - 1-е число месяца тишри - определяется главным образом значением календарного новолуния (молад) этого месяца. Однако новолетие не автоматически выпадает на тот день, на который пришлось календарное новолуние, а иногда переносится на день или два. Эти переносы (дехиот) основаны на правилах старого новолуния (молад закен) и запрета трех из дней недели (ло аду рош). Первое правило гласит, что если календарное новолуние пришлось на 18 часов или позже (т. е. начиная от полудня, ибо отсчет часов идет с заката), то оно считается старым и новолетие переносится на следующий день. Второе же правило запрещает новолетию приходиться на воскресенье, среду или пятницу, и соответственно, если календарное новолуние выпадает на один из этих дней, то новолетие переносится на следующий. Перенос на два дня имеет место при стечении обоих факторов: скажем, календарное новолуние в четверг в 20 часов (два пополудни) требует по первому правилу переноса на пятницу, а по второму - еще и переноса с пятницы на субботу.

Обычно эти переносы, особенно правило, связанное с днями недели, рассматривают лишь в религиозно-праздничном контексте. Действительно, запрет указанных дней недели направлен на то, чтобы ни 1-е тишри, ни 10-е (День искупления) не соседствовали с субботой, т. е. не приходились ни на пятницу, ни на воскресенье (позднее, при двухдневном праздновании, проблемы 1-го тишри потеряли актуальность, и запрет воскресного новолетия был сопоставлен с ритуалом ивовых ветвей 21-го тишри, недопустимым в субботу).

Но с точки зрения астрономии очень удачно, что переносы привносятся (в те годы, когда это происходит) именно осенью. Ведь астрономические лунные месяцы зимой длиннее, чем летом (в северном полушарии), тогда как календарные новолуния расчитываются усредненно. Получается, что практикуемые иногда переносы новолетия могут играть еще и роль поправок, сближающих зимние новомесячья с действительными астрономическими новолуниями.

хронология, астрономия, иудаизм

Previous post Next post
Up