Каждый раз на 9 мая меня плющит. Это единственный праздник, который я воспринимаю всерьёз, хотя и вне парадигмы традиционного пафосного отношения к нему государства - чем дальше от окончания войны, тем более пафосного. Для меня этот праздник глубоко личный, потому, что каждого 9 мая я разговариваю с ушедшими дедами, по которым очень скучаю.
Про деда Сашу, Александра Левашова, я писала уже не раз. Он прошёл всю войну, служил в тяжелой авиации лётчиком. Имеет несчитано орденов и медалей, каждую из которых можно смело умножать на два. И несчитано военных и послевоенных приключений и заслуг, каждая из которых достойна отдельной повести.
У второго деда Яши, Якова Левина, только медаль за оборону Ленинграда и за Победу, но первая тоже дорогого стоит - дед пережил блокаду, работал на авиационном заводе.
Он так же, как Александр, не любил вспоминать и рассказывать о войне. Но одним эпизодом поделился: самым страшным за блокаду оказалось то, что однажды в честь праздника, годовщины революции, им выдали "роскошный" бутерброд - кусок чёрного хлеба и одну шпротину. Такой усиленный паёк на день полагался рабочим военной промышленности.Он оставил его на вечер, и у него из тумбочки его украли.
Яша - тот самый замечательный дед, который вылечил мою бабушку Александру Астахову, а потом, как полагается в правильных сказках, на ней женился. Когда бабушке было 24, она заболела туберкулёзом. Врачи полечили, полечили, когда поняли, что бессильны, оставили "как есть", то есть отказались. Она уже кашляла кровью и не надеялась на выздоровление. По этой же причине от неё отказался и тогдашний её жених. А дед нашёл гомеопата (тогда они считались шарлатанами) и вылечил. Бабушка пережила его на год и умерла в 80. Так что дай Бог каждому таких надёжных мужчин в семье, какими были "мои" мужчины старшего поколения.
Деды, я вас люблю!