Онна-бугейся, женщины-самураи

Apr 07, 2016 05:35

Недавно случайно зацепилась за тему женщин-самураев. В своё время в один профильный журнал писала статью о скрытом оружии, в том числе о том, которым пользовались жёны самураев. А вот тему женщин-самураев не затрагивала. Сейчас немного букв по этой теме.



Томоэ Гозен

В популярных сведениях о воинах древней Японии практически отсутствует информация о жёнах самураев или о женщинах-самураях, как самостоятельных воительницах. Справедливости ради стоит сказать, что в англоязычных источниках информации намного больше, чем в русскоязычных. В англо-Википедии женщины-самураи и женщины, участвовавшие в военных конфликтах в качестве медсестёр, а также персонажи фольклорных легенд объединены разделом под условным заголовком «женщины и война» .
Чтобы не утомлять перечислением, но обозначить явление, я выбрала несколько наиболее известных или чем-то интересных имён.

Основная роль женщин класса самураев была поддержать семью и их мужей. В период Камакура (1185-1333), женщины несут ответственность за воспитание своих детей настоящими самураями. В этот период женщины имели право на наследования и могли завещать имущество. Они контролировали домашние финансы, и управляли персоналом. Также они должны были защищать свои дома во время войны. Этот период в истории Японии производятся одни из самых известных женщин: Томоэ Гозен.



Томоэ Гозен
Томоэ Гозен, жена (наложница) Минамото Ёшинаки по свидельствам была очень опытной "свирепой воительницей".
Как говорится в «Хэйкэ-моногатари» («Повесть о доме Тайра»), Томоэ была «…белолица, с длинными волосами, писаная красавица! Была она искусным стрелком из лука, славной воительницей, одна равна тысяче! Верхом ли, в пешем ли строю - с оружием в руках не страшилась она ни демонов, ни богов, отважно скакала на самом резвом коне, спускалась в любую пропасть, а когда начиналась битва, надевала тяжелый боевой панцирь, опоясывалась мечом, брала в руки мощный лук и вступала в бой в числе первых, как самый храбрый, доблестный воин! Не раз гремела слава о ее подвигах, никто не мог сравниться с нею в отваге…».



Томоэ Гозен

Когда Ёшинаки был разбит в битве с Ёримото в 1184 году, он остался со своими немногочисленными солдатами и приказал Томоэ Гозен бежать, потому что он хотел умереть со своим приемным братом Имаи.  Умереть с женщиной ему было бы стыдно.



Памятник Томоэ Годзен и Ёшинаки

Другая известная воительница этого времени Ходзё Масако(1157-1225) жена Минамото Ёритомо и известная как "монахиня сегун".  Родилась в Киото, во времена войны и борьбы кланов и претендентов на трон. Масако была обучена верховой езде, охоте и рыболовству, и она ела с мужчинами, а не с матерью, сестрой и другими женщинами дома, как это было принято. Масако вышла замуж за Минамото Ёритомо в 1182 и приняла на себя все тяготы военных конфликтов за власть. Она и её семья воевала на стороне Ёритомо, сопровождала его в его кампаниях и ни разу не потерпела поражения в бою. В 1192 году Ёритомо был назван сёгуном. Теперь он был самым влиятельным человеком в Японии, и поделился этой властью к Масако, а также с кланом Ходзё.



Ходзё Масако

В соответствии с обычаями того времени после смерти ее мужа в 1199 Ходзё Масако стала буддийской монахиней. После смерти  Минамото Ёримото Масако вместе со своим отцом и сыном присвоила себе власть своего покойного мужа, практически узурпировав власть клана Минамото и основав свой личный клан Ходзё. По некоторым источникам её усилиями клан Ходзё приобрёл реальную власть, отодвинув ставший марионеточным режим Минамото на задний план.



Могила Ходзё Масако

Ещё одна легендарная женщина, Мочизуки Чийомэ, также известная, как Мочидзуки Чийодзё или Мочидзуки Чие была феодальной японской аристократкой 16-го века, создавшей группу женщин-ниндзя, агентов на службе у клана Такэда.
Чийомэ была потомоком ниндзя 15-го века Мочизуки Идзумо-но-Ками, вышла замуж за Мочидзуки Моритоки, самурая и господина области Синано, который сам был дальним родственником Идзумо-no- Ками. После того, как Mоритоки был убит в четвертой битве при Каванакадзиме в 1561 году, Чийоме осталась на попечении даймё Такеда Сингена, главы  клана Такеда и дяди ее покойного мужа.

Именно тогда Синген поручил ей важную миссию по вербовке женщин для создания подпольной сети куноичи  (женщин-ниндзя) и использовании их против конкурирующих полевых командиров. Такэда планировал иметь в своём распоряжении  полностью обученных женщин оперативников, которые могли бы действовать в качестве шпионов и агентов по сбору информации, а также для доставки шифровок своим союзникам. Чийоме была лучшим кандидатом для этого, так как она сама происходила из древнего рода Кога ниндзя. Она согласилась на выполнение задания и основала школу в деревне Незу.

Чийоме вербовала проституток и других заблудших женщин, жертв гражданских войн периода Сэнгоку, а также молодых девушек, которые были либо сиротами, либо потерянными или брошенными. Окружающие полагали, что она помогает этим женщинам и даёт им возможность начать новую жизнь, но в действительности они обучались работе агентов по сбору информации, курьеров и, при необходимости, убийц. Женщинам преподавались все навыки в мико (синто мико или блуждающей жрицы), что позволило им путешествовать практически в любом месте без подозрений, иногда получая религиозное образование, чтобы завершить свою маскировку. Со временем, куноичи Чийомэ научились эффективно использовать маскировку, переодеваясь в актрис, проституток или гейш, что позволило им свободно перемещаться в пределах сел, городов, замков и храмов, выполняя поручения клана. В конце концов, Чийоме и ее куноичи создали обширную сеть, примерно 200-300 агентов, которые охраняли клан Такэда и Синген,  всегда были в курсе всех событий, опережая на шаг своих противников вплоть до загадочной смерти Чийомэ в 1573 году, когда она исчезла из исторических записей.

После этого периода в истории Японии настало время, когда при заключении брака женщин использовали в борьбе за власть в качестве пешек. Эта практика значительно снизила влияние женщин в классе самураев. В итоге, к 17 веку, женщины потеряли свои прежние права наследования и возможность завещать землю. Однако им по-прежнему вменялось в обязанность давать детям правильное образование, воспитывая из них самураев, и защищать дом во время войны.

Одной из немногих женщин-самураев раннего периода Токугава, середина 17 в.,была Ямамото Акико. Она хорошо известна своим уникальным характером и тем, что много путешествовала и, куда бы она ни пошла, создавала много суматохи.



Накано Такеко

Одна из наиболее известных воительниц этого периода, Накано Такеко (1847 (?) -1868), была представителем клана Айдзу, погибшего во время войны Бошин. Она родилась в Эдо, была обучена военным искусствам и словесности у учителя Акаока Дайсуке. После работы со своим приемным отцом в качестве военного инструктора по боевым искусствам в 1860-х годах, Накано вошла в клан Айзу в 1868 году. Она была искусна во владении «нагината».  Нагината относится к древковому рубящему оружию, представляет собой длинный шест, овальный в сечении, как рукоять меча, с изогнутым клинком на конце (от 30 см длиной и больше).



Памятник Накано Такеко

Накано Такеко прославилась во время защиты замка Вакамацу вместе с самураями клана Айзу. Клан Айзу поддерживал сёгунат. Их битва произошла в 1868 году с войсками императора, который восстанавливал свою власть в Японии и ликвидировал класс самураев (возможно, вы знаете эту историю по фильму «Последний самурай»). Войска императора превосходили воинов клана Айзу более, чем в шесть раз, 20 000 против 3000. По одним источникам самураи Айзу задействовали любого, кто мог держать оружие. По другим сведениям старшие дружинники не позволили им сражаться официально, поэтому небольшая группа женщин из замка организовали самостоятельное подразделение по борьбе на передовой линии этой битвы, и Накано Такеко взяла на себя командование подразделением. Накано Такеко вырезала многих мужчин во время этого сражения. Остановить её смог  только выстрел в грудь. Чтобы не дать врагу захватить свою голову в качестве трофея, она попросила свою сестру Юко отрезать ей голову, чтобы впоследствии похоронить дома. Впоследствии сестра отвезла её с почестями домой и погребла под сосной. Рядом с её могилой в храме Хокай (в современной Айдзубанге, Фукусима) сегодня возведён памятник Накано Такеко.



Во время ежегодного Осеннего Фестиваля Айдзу, группа молодых девушек, одетых в хакама и белые повязки, принимают участие в процессии, отдавая честь действиям Накано.

Ниже несколько фотографий.


Ямакава Футаба
Владела ли боевыми искусствами, не известно, но участие в защите замка Цуруга  (1868-69) принимала, за что и попала в раздел "женщины и война".

И  ещё несколько,судя по всему, гейш в виде онна-бугейся. Нижняя вроде как опознана в качестве гейши.







На одном форуме с обсуждением фотографии меня порадовали комменты.  Процитирую в качестве анекдота:

«[-]Sinisa26
Pretty much, it's entirely possible that the person in the OP is a male actor portraying a female.
[-]cadika_orade
A male actor portraying a female actor portraying a male samurai?
We need to go deeper.»

На всякий случай переведу:
Sinisa26
«Допускаю, вполне возможно, что это мужчина-актёр, который изображает женщину».
cadika_orade
«Мужчина-актёр изображает женщину-актёра, изображающую мужчину-самурая? Нам нужно копнуть поглубже».

Фото действительно могут быть постановочными, в Японии бытовал подобный тренд.

женщины, Япония, оружие, история

Previous post Next post
Up