Предания о деревне Нижарово Янтиковского района Чувашии

Mar 03, 2020 14:21

Один богатый черемис, обидевшись на отца и мать, убежал из дома, взяв с собой много денег. После перехода Волги он на эти деньги купил лодку и козу. Он также повстречался с вирьялским чувашом и этот чуваш через Свиягу и Кубню привёл его к речки Сугутке. Черемис остановился у Сугутки и основал там деревню. Чуваш заметил, что у черемиса много денег и потому основанную им деревню стал называть Пуянкасси*. Сам чуваш обосновался на два километра повыше на Сугутке и своей деревне присвоил имя Сугутбось (Сăхăтпуç), по другому деревню называли Киткеево.

У основателя деревни Киткеево родился сын Иван. Его прозвали Куштан Иваном. На холме вблизи деревни он возвёл ограду высотой в сажень. За оградой поставил стол, скамейки и «стул киреметя». Куштан Иван один раз в год, в пятницу, зазывал народ на чӳк (жертвоприношение). За неделю до празднества этот человек, называвший себя Киреметем, ходил по деревне и оповещал людей: «В пятницу двери Киремети отворятся. С пивом-вином, с супом, с деньгами туда приходите! Женщины, с полотном холста, с полотенцем, с пряжей, приходите! С пивом, с медовухой приходите! Если кто не принесёт их, то убегать от меня не смейте!»

*Пуян - богатый.

(В.К. Магницкий. Материалы к объяснению старой чувашской веры. Казань. 1881 г. - Стр. 7-8).

***
Как рассказывал Иван Михайлов, чуваши в это место пришли после нашествия хунхузов и начали здесь жить. В то время вместо меча и ружья использовали лук.

В старину у болота стояли три дома (к югу от Нижарово). Поскольку грабители не давали покоя, а также из-за случившегося пожара, жители переселились на другое место. Для дров у них был только орешник, однако из таких дров нельзя сделать долго хранящийся уголь. Спичек же в то время не было.

У курнавошского леса люди тоже жили. Оттуда они переселились в иное место из-за постоянных вылазок грабителей.

В старину в Нижарово жил Катев. Поэтому русские из Норваш называли Нижарово Катевым. Катев жил в построенном им самим сторожевом доме. Потом он сам обновил этот сторожевой дом. Сперва дом был высотой в пять саженей. В нём жило двенадцать пар (снох). У него [Катева] было 12 сыновей и 12 снох. Двух сыновей звали Пикин и Урдемен. Пикин обосновался сзади, Урдемен - на Йоломе (другая сторона речки). У Пикина были внуки Искандер, Ризава, Пане и Элюсь. У Искандера был сын Максим и внук Михаил (Микки). У Микки был сын Иван. В 1923 году Ивану Михайлову было 72 года. У него были сын Андрей и внук Федор. Федор Андреевич Мешков со своею семьей жил раздельно.

У Чевика был сын Урдеменов-куштан. Он, по рассказам Ивана Михайлова, ходил с палкой-погремушкой. Жители Малтыкас пришли жить сюда с речки Матца (Канашский район).

(Записано в начале 20 века в Нижарово - ЧПГӐИ ӐА. III. 125. 889. 63-63а л.).

***
Каткей из деревьев срубил дом. Этот дом, подновлённый, сохранился до сих пор как сторожевой дом.

У Каткея было 12 сыновей. У одного сына, по имени Урдемен, было 6 сыновей, их имена: Хведуска, Панне, Хвиллька, Чевик, Ачашпи, Якушка. Из этих шести сыновей и размножилась наша деревня.

(Записано в 1927-1929 годах в Нижарово - ЧПГӐИ ӐА. I. 617. 91 с. Взято из рукописи К.В. Элле «Записки учащихся педтехникума о происхождении названий селений и их окрестностей»).

***
Во время монголо-татарской войны, не стерпев гнёта богачей, один язычник-чуваш (Каткей) отправился на поиски безлюдного места и пришёл в края, где расположена наша деревня. Тогда здесь повсюду был лес. В середине леса имелся один родник. Каткей остановился у этого родника. Здешняя природа ему понравилась. Вместе с ним были жена и сыновья со снохами. Скоро они поставили дом. Пожив-пожив сыновья разделились: один поселился на левой стороне [речки], другой - на правой. Постепенно деревня стала разрастаться. Нашу деревню, по имени того чуваша-язычника, называли Каткеево. Потом присвоили имя Сугутбось (Сăхăтпуç), из-за того деревня находилась рядом с рекой Сугуткой. По-русски же называют Нижарово - из-за речки Нижарки, текущей в середине деревни.

(Записано в 1981 году в Нижарово И. Г. Васильевой - ЧПГӐИ. III.1964. 3 с.).

***
Катек со своей семьей покинул родную деревню для поиска нового места. Когда он дошёл до нижаровской округи, ему здесь понравилось и он решил здесь пустить корни. В то время всё было покрыто густым лесом. Говорят, что семья Катека была большой. Сперва семья Катека жила в одном доме, позднее сыновья отделились от отцовского дома и поставили свои дома. Дом Катека, примечательный тем, что срублен из липы, в настоящее время расположен на территории хозяйства Никонора Смирнова. Говорят, что дом был большой.
Родословная Катека длинная. Она хранится в Нижаровском краеведческом музее. К этой родословной в настоящее время относятся Андреевы, Акимовы и Смирновы.

Говорят, что основатель деревни - Катек - пришёл со стороны Козловки. По рассказам стариков, Катек остановился, достигнув Янтиковской волости. У одной речки срубил для себя дом. Увидев, что по речке плывут щепки, из старых деревень (Тушкиль, Шимкусы) поднялись по речке, чтобы узнать кто тут живёт. На вопросы откуда пришёл, он (Катек) отвечал так: «Из Нижера». Так, можно сказать, что название деревни связано с Катеком, к тому же, ещё, текущая рядом речка называется Нижаркой. По началу, деревню именовали Катево, это безусловно по имени Катека. Потом деревню стали называть Нижарово, по-чувашски - Сугутбось (Сăхăтпуç). Чувашское название связано с текущей вблизи речкой Сугуткой. Сугутка начинается в лесу рядом с деревней, и до самого впадения в Кубню не меняет своего названия.

Катек - это корень деревни Нижарово, позднее пришел Головин-хуща (хозяин). Потеснив Катека он стал Кулава-хущой.

(Переписано в 1995 году в Нижарово О.Г. Веселовой из дневника М.С. Веселова. - ЧПГӐИ ӐА. IV. 818. 1872. 61-63 с.).

***
Прежде люди жили на правой стороне Сугутки. Сейчас это место называют склоном Трёх домов. Есть ещё ложбина в середине деревни.

(Из архива К.В. Элле. ЧПГӐИ ӐА. I. 579. 275 с.).

***
В старину, люди, пришедшие в нашу деревню, поставили у подножья этого холма три дома, а один из пришедших обосновался на месте нашей деревни. Из-за этих трёх домов то место называют «склоном Трёх Домов».

Наша деревня расположена у верховья речки Сугутки, а рядышком течёт речка по названию Нижарка. Из какой деревни произошла наша деревня неизвестно. Чуваш по имени Каткев пришёл издалека. Поэтому деревню называли Каткеево. Говорят, что он пришёл в поисках свободной земли.

Наши деревня состоит из кассов (частей): Йолом, Малты, Хыщал. Есть ещё Новый кас (Ҫӗн кас). Йолом прозвали из-за того, что и как Заволжье, он расположен на другой стороне реки. Малты кас - передняя часть деревни, Хыщал - задняя часть, Новый кас появился недавно.

(Записано в 1929 в Нижарово Марфой Степановой. ЧПГӐИ ӐА. I. 569. 54, 54 об. с. Взято из рукописи «История деревень и сел Чувашии, собранные учащимися школ под руководством К.В. Элле»).

***
Когда возникала деревня неизвестно. Наверное, лет 150 назад. Нижарово, по-чувашски, Нижер, название получила от речки Нижарка, текущей по середине деревни. Название речке было присвоено по имени Нижара, первого человека, пришедшего сюда. Также по речке Сугутке, текущей в полукилометрах, деревню называют Сугутово. По-чувашски же называют Сугутбось (Сăхăтпуç). Русские жители Янтиковской волости помимо Сугутово и Нижарово ещё используют название Каткеево. Это от первых поселенцев, прибывших из какой-то деревни Каткеево. Они сперва обосновались тремя семьями на правой стороне речки Сугутки. На этом месте сейчас проходит мост и дорога в сторону Янтиково. Две семьи из поселенцев переселились в Тетюшский уезд. От них произошла нынешняя деревня Сугутово. Оставшийся здесь - Патаман - является основателем деревни. Но и он не остался на том же месте, а переселился на правую сторону речки Нижарки - на место сегодняшней деревни. Со временем, когда род разросся до 12 семей, они поставили большой дом. Там разместились все 12 семей. Этот дом до сих пор стоит. Однако со времени строительства дом не единожды был укорочен. Последний хозяин этого дома в 1904-1905 годах собирался разобрать его и продать в соседнюю деревню, но односельчане воспротивились. Этот дом считался памятником основания деревни, и самое главное считалось, что дом приносит деревне счастье. Так что, до сих пор стоит. Древность дома видна и по его углам: они изрезаны не пилой, а срублены топором.

Когда первые поселенцы размножились, то они расселились по обеим сторонам речки Нижарки и образовали новые кассы. К слову, левую сторону Нижарки прозвали Йолом. Он состоит из частей Кив щурт (Старый дом), Курс кюль (озеро Кур), Щол патĕнчи (около родника) и Нюш. Правая сторона Нижарки - Хыщал кас, Щене кас, Малты кас (Задний кас, Новый кас, Передний кас).

На месте, где стоит деревня и на окрестных полях, прежде повсюду был лес. Его дорубили в конце 19 века. Давным-давно люди здесь тоже жили, потому, что когда пахали в поле, то находили каменные топоры и молоты. Жаль, не сохранили их до нынешнего времени.

В деревне, за сараем Ильи Родионова, есть яма площадью 12 саженей и глубиной в сажень. Её называют пупом земли. Яма по своему удивительна: весной при таянии снега эта яма наполняется водой. Собравшаяся вода стоит одно время, но исчезает за одну ночь, будто её и не было. Про эту яму в народе ходит предание: говорят, что в старину рядом проходила свадьба и была поглощена землей.

(Записано в 1921 году в Нижарово. Фонд Чувашского национального музея. Учет № ВМ-4492. Папка №22 (документы за 1917-1927 гг.).

***
На месте нашей деревни был только густой лес. Потом сюда пришёл человек по имени Сугут. Он поставил дом у речки Сугутки. У Сугута было 12 сыновей. Он их всех женил. Так появилась деревня Сугутбось (Сăхăтпуç). Сперва про нашу деревню никто не знал. Потом в Тушкиле заметили, что по Сугутке плывут щепки и пошли вверх по речке, чтобы посмотреть. Так они узнали, что рядом есть деревня.

(Записано в 1968 году в Нижарово В. Тимаковым у 74-летнего М. Головина. - А. С. Канюков. Чӑваш диалектологийӗн хрестомати. Шупашкар, 1970. С. 75.).

Переводы на русский выполнены по сборнику Тавралӑх халапӗсем. - Шупашкар: Чӑваш кӗнеке изд-ви, 2017 г. - Стр. 164-167.

чувашское, Нижарово, фольклор, Василий Магницкий

Previous post Next post
Up