Яков Ухсай и Василий Краснов-Асли (1957 г.)

Jan 23, 2020 16:24

Краснову В.И.

1 августа 1957

Вашу телеграмму я получил поздно вечером 31 июля, вернее, не получил, а вернул обратно на почту с просьбой выяснить причину задержки. Вторник здесь является выходным днем. Телеграмму приняли и положили в ящик, и она пролежала между других писем до вечера среды, пока ее не взял вечером почтальон колхоза им. Калинина.

Мне кажется, выработанная система вызова по телефону на партбюро таит в себе ряд неудобств и просто не подходит для деловых отношений с человеком, которому передается телефонное извещение. В прошлый раз, когда я болел серьезно, на что имеется врачебный документ, Вы дали телеграмму, где угрожали мне исключением из партии. Как известно, согласно уставу, персональное дело обсуждается только на закрытом партийном собрании, и Вы об этом телеграфно известили всю Чувашскую республику, тем самым грубо нарушили партийную демократию. Если это сделал Башкиров, для которого не существует ни Устава партии, ни Устава Союза писателей СССР, я не был бы удивлен, считал бы все это нормальным положением, но когда это делает Василий Иванович, старейший член партии и честнейший человек, это звучит весьма странно.

В этом году мне вообще жить страшно тяжело. В городе у меня не было ни минуты покоя, хотел уединиться, отдохнуть и работать в деревне, но опять вызов за вызовом. В такой обстановке я лишен не только возможности серьезной работы, но и нормального сна. Партия оберегает людей, в нужных случаях сурово карает, но не занимается травлей. Вы можете сказать мне, что я такой и сякой, но не можете утверждать, что я случайный человек в партии и случайный человек в литературе. Если так, то по какому важному случаю разгорелись страсти, чтобы растоптать меня как червяка. Если Уййп Мишши и Эсхель и некоторые люди собираются и подписывают подозрительные бумажки против меня, я не удивляюсь, ибо они этим грязным делом занимаются давно. Вспомните их выступления в 1937 году. Они живут по законам подлости, кричат о честности, а сами не сочли нужным идти в пекло войны, когда я отравился туда рядовым.

Писать можно много. Очень прощу Вас не отрывать меня до осени, дайте встретить большим произведением сорокалетие Октября. В течение трех месяцев, оставшихся до великой даты, я не приеду в Чебоксары даже в том случае, если Башкиров, Уйп Мишши и другие члены старейшины подпишут бумагу повесить меня на телеграфном столбе.

Другие выезжают на курорт и творческие командировки за счет Союза, их не вызывают, а почему же я через каждую неделю должен топать в Чебоксары?

Пожелаю Вам всего хорошего, а главное, напряженной работы.

С уважением, Я. Ухсай.

***

Протокол беседы Краснова-Асли с секретарем парторганизации колхоза им. Калининина.

Вопрос В.И. Краснова-Асли: Я - секретарь парторганизации СП ЧАССР, сообщаю вам, что т. Ухсай, член нашей парторганизации больше месяца [назад] выехал на родину и при этом совершенно не уведомил парторганизацию о своем выезде За это время я ему два раза давал телеграмму с вызовом прибыть Чебоксары на партсобрание. Он не являлся в свою парторганизацию. Что можете сказать о его поведении в связи с коммунистической организацией? Помогал ли хоть партийно-комсомольской организации в проведении в жизнь [решений] 20 партсъезда практической и теоретически-идеологической линии в колхозе?
Ответ секретаря парторганизации колхоза им. Калинина Козловского района т. Шикорина П.И.: Мы знаем, что он приезжал в колхоз. Но он связи ни с колхозной организацией, ни с парторганизацией, ни сельской интеллигенцией не держал и никакой помощи в общественных, партийно-политических мероприятиях не участвовал. Он ведет себя изолированно и считает себя чрезмерно большим человеком - особенно, когда появились его произведения на русском языке. Он уже не знавал никого
Вопрос Краснова-Асли: Помогал ли тот в выпуске стенгазеты колхоза или же написал ли одно или несколько статей в районную газету?
Ответ секретаря парторганизации колхоза им. Калинина: Нет, ничего не сделал.
Вопрос: Пользуется ли т. Ухсай, как народный поэт, среди колхозников уважением?
Ответ т. Шикорина: Не пользуется, но [они] удивляются, что он человек денежный.
Вопрос: Проявил ли интерес, когда приезжал инструктор ОП т. Петров Г.П. по поводу ознакомления с письмом ЦК КПСС о фракционном выступлении Маленкова, Кагановича, Молотова?
Ответ: Не видели, он не интересовался и не приходил в парторганизацию. Прочитка и беседа среди животноводов на эту тему проводили всей парторганизацией. Но т. Ухсай не приходил.
Вопрос: Какую-либо помощь т. Ухсай оказывал своему родному колхозу? В виде организации библиотек и литературой?
Ответ: Нет. Он и его женина сестра Ольга Дмитриевна работает в качестве учительницы, имеет свое хозяйство, сад, огород - сюда и приезжает Ухсай с женой каждый год. Колхозной массой и жизнью колхоза он совершенно не интересуется. Он живет в деревне как дачник. К нему из колхозников никто не ходит, я сам тоже ни разу не был.
Вопрос: Не говорили ли колхозники и сельская интеллигенция, что вот человек ничем не отличается, чтобы любили люди, и вдруг он - заслуженный деятель искусств Чувашской Республики и народный поэт?
Ответ: Все удивляются, как же он там выделяется, а в деревне ничем себя не показывает. Поэтому думают, что он приехал отдыхать только, хотя его небрежное отношение к людям всегда вызывает недовольство и поэтому к нему никто не ходит.

Все изложенное написано правильно, о чем и мы расписываемся.

Секретарь первичной парторганизации к-за им. Калинина Шикорин
Секретарь парторганизации СП ЧАССР Краснов-Асли.

13 июля 1957 г.

(Яков Ухсай Собрание сочинений. том 7, 2019 г. - Стр. 30-31, 309-310.)

чувашское, Яков Ухсай

Previous post Next post
Up